Учебник для 8 класса

Русский язык

       

§ 43. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Однородность членов предложения выражается с помощью интонации и сочинительных союзов.

Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы.

  • Как делятся сочинительные союзы по значению?
  • Как делятся сочинительные союзы по составу?
  • Какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися?
  • Что вы знаете о знаках препинания между однородными членами, соединёнными сочинительными союзами?

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:
  1. одиночными противительными союзами;
  2. повторяющимися союзами;
  3. двойными союзами.

248. Спишите, оформляя запись по образцу. Расставьте пропущенные запятые. Какие предметы, признаки, действия противопоставляются друг другу? В каких предложениях отрицаются одни предметы, признаки, действия и при этом утверждаются другие? • Какой союз, как правило, употребляется в разговорной речи?

1. Не от росы урожай а от поту. 2. (Не)правдой свет пройдёшь да назад не воротишься. 3. Добрая пословица не в бровь а в глаз. 4. Делай не (на)спех а скоро. 5. Мал ёрш да колюч. 6. Без нитки да иголки шубы не пошить. 7. Мал золотник да дорог. 8. Ищи товарища лучше себя а не хуже. (Пословицы) 9. Поэтом можешь ты не быть но гражданином быть обязан. (Н. Некрасов) 10. Будьте упорны но не упрямы. (В. Обручев) 11. Не презирай совета (ни)чьего но прежде рассмотри его. (И. Крылов)

249. Прочитайте строфы из стихотворений А. Пушкина «Дорожная жалоба» и «Зимний вечер». Спишите, подчеркните грамматические основы. Расставьте пропущенные запятые. Заключите в кружок разделительные союзы. Они обозначают, что поэту известны все перечисленные явления, но в определённый момент возможно одно (подобное). Одиночными или повторяющимися являются эти союзы? • Обозначьте обращения.

    1. Долго(ль) мне гулять на свете
      То в к..ляске то верхом
      То в к..битке то в к..рете
      То в т..леге то пешком?
    2. Иль чума меня подцепит
      Иль мороз ок..стенит
      Иль мне в лоб шлагбаум влепит
      (Не)проворный инв. .лид.
    3. Буря мглою небо кро..т
      Вихри снежные крутя;
      То, как зверь, она завоет
      То заплач..т, как дитя,
      То по кровле обв..тшалой
      Вдруг соломой зашумит
      То, как путник зап..здалый,
      К нам в окошко застучит.
    4. Что(же) ты моя старушка
      Пр..умолкла у окна?
      Или бури завываньем
      Ты мой друг ут..млена
      Или дремл..шь под жужжаньем
      Своего в..ретена?

250. Вставьте на месте пропуска после второй части двойного союза подходящий по смыслу однородный член и запишите предложения, расставляя пропущенные запятые. Какие из двойных союзов указывают на большую значимость второго однородного члена? • Какие предложения с двойными союзами взяты из научной или учебной литературы?

1. Благодаря строгому режиму сильной воле и цел..устремлённост.. товарищ усп..вает не только справлят(?)ся со всеми школьными делами но и — —. 2. Друг говорит в глаза не только о достоинствах но и — — своего товарища. 3. Опыты мы делаем не только на уроках физик., но и — —. 4. Хорошей проводимостью обладают как раскалённые газы так и — —. 5. Надёжными изоляторами являют(?)ся как фарфор шёлк так и — —.

251. Переделайте предложения из упр. 241 по образцу. Подчеркните двойной союз.

Образец. Владимир Иванович Даль был не только врач, но и писатель, этнограф, составитель бессмертного «Толкового словаря живого великорусского языка».

Союз и требует особого внимания при постановке знаков препинания, так как он может соединять и простые предложения в сложном, и однородные члены.

Он бывает одиночным и повторяющимся. При этом употребление запятой при союзе и подчиняется разным правилам пунктуации.

Употребление запятой при союзе и, связывающем простые предложения в сложном и однородные члены, можно показать на следующей схеме:

252. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений с союзом и. Составьте схемы сложносочинённых предложений и предложений с однородными членами с союзом и; обозначьте слово, с которым связаны однородные члены.

1. Однажды я ловил рыбу на (не)большом озере с высокими крутыми берегами заросшими цепкой еж..викой. 2. Озеро обступили старые липы и осокори. Поэтому на нём всегда было безветре(н, нн)о и сумрачно. 3. В сум..рки луга похожи на море. Со(?)нце садиться в травы и маяками г..рят с..гнальные огни на берегу Оки. 4. Дуют свеж..е ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чаш..й. 5. Однажды почти всё лето я занимался сбором трав и цветов. 6. Я узн..вал их названия и свойства по старому определителю р..стений и зан..сил всё это в свои записи.

(По К. Паустовскому)

253. Закончите предложения словами из левой колонки, используя перед каж дым из однородных членов союз и для усиления утверждения. Поставьте недостающие запятые.

1. Акварель, масло, гуашь, уголь, мел.

1. Художник Валентин Александрович Серов писал...

2. Композиция, свет, колорит.

2. В картине «Девочка с персиками» найде(н, нн)о совершенно (не)обычное для русской живопис.. тех лет решение...

3. Удивительное сходство с моделью, умение схватить сущность человеческого характера.

3. Портреты созда(н, нн)ые Серовым пор..жают совреме(н, нн)иков...

254. Перепишите отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы». Подчеркните союз и, связывающий однородные члены, одной чертой, а союз и, связывающий части сложного предложения, двумя чертами. Поставьте пропущенные запятые. В каком предложении есть однородные главные и однородные второстепенные члены? • Назовите обращение. Каким знаком препинания вы его выделили? • Составьте схему сложносочинённого предложения с союзом и.

      Ночь прошла. Ра(с, сс)свело.
      Нет (ни)где облачка.
      Воздух лёгок и чист
      И замёрзла река.

      На дворах и домах
      Снег лежит полотном
      И от солнца блестит
      Разноцветным огнём.

      Здравствуй гостья зима!
      Просим милости к нам
      Песни севера петь
      По лесам и степям.

      Есть раздолье у нас, —
      Где угодно гуляй:
      Строй мосты по рекам
      И ковры расст..лай.

255. Укажите однородные члены и объясните, почему поставлены запятые в данных предложениях. Затем запишите каждое предложение в одном из вариантов: 1) с повторяющимся союзом и... и; 2) с повторяющимся союзом ни... ни.

1. В парке я встретил дедушку, брата, товарищей. 2. В спортлагере я занимался волейболом, фу..болом, б..скетболом. 3. Нашему классу удалось побывать на фабрике игрушек, на стекольном заводе, в железнодорожных мастерских. 4. Для модели подойдут медные, ц..нковые, латунные пластинки. 5. Ошибки оказались в начале, в середине, в конце д..ктанта. 6. Сестрёнка любит вязать, шить, готовить.

256. Прочитайте сведения, помещённые в рамке. Составьте и запишите 5 предложений с любыми из приведённых ниже фразеологических оборотов.

Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами и... и, ни... ни:

и холод и голод, и смех и горе, и туда и сюда, и стар и млад, и день и ночь;

ни конца ни края, ни свет ни заря, ни жив ни мёртв, ни тот ни другой, ни то ни сё, ни взад ни вперёд, ни днём ни ночью, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.

257. Какие однородные члены предложения связаны союзом и попарно? Какие из них являются антонимами? Оправданно ли использование писателем таких парных групп однородных членов? Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

Самые, казалось бы, (не)соединимые черты — мечтательность и действенность полёт ф..нтазии и практицизм любовь к добру и беспощадность широта души и трезвый ра(с, сс)чёт страс(?)ная любовь к радостям земным и самоограничение — эти, казалось бы, (несоединимые черты вместе создали (не)повторимый облик этого поколения.

(А. Фадеев)

258. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые. Какую функцию выполняет союз и, как он объединяет однородные члены?

Мы (не)мож..м представить себе жизнь нашей страны без Кремля без Пушкина и Толстого Чайковского и Шаляпина без Медного всадника в Ленинград., и Трет(?)яковской га(л, лл)ереи в Москве.

(К. Паустовский)

259. Определите основную мысль описания. Какое чувство стремится передать писатель, рисуя картину запустения в деревне? Какие однородные члены (наряду с другими словами) помогают вызвать у читателя грустные чувства? Спишите, расставьте недостающие запятые и подчеркните однородные дополнения.

Признаться сказать, (не, ни)в какое время года Колотовка (не) представляет отрадного зрелища; но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими (неумолимыми лучами затопляет и бурые, полуразмёта(н, нн)ые крыши домов и этот глубокий овраг и выжже(н, нн)ый, запылё(н, нн)ый выгон, по которому безнадёжно скитаются худые, дли(н, нн)оногие курицы и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой бурьяном и полынью и покрытый гуси(н, нн)ым пухом, чёрный, словно раскалё(н, нн)ый пруд, с каймой из полувысохшей грязи и сбитой (на)бок плотиной, возле которой на мелко истопта(н, нн)ой, пепеловидной земле овцы, едва дыша и чихая от жара, печально теснятся друг к дружке и с унылым терпением наклоняют головы как можно ниже, как буд(то) выжидая, когда(ж) пройдёт, (на)конец, этот (не)выносимый зной.

(И. Тургенев)

260. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения. • Обозначьте грамматические основы простых предложений в составе тех сложных, в которых вы поставили запятые между простыми.

В. Короленко в письме нач..нающ..му писателю справедливо отметил что «образная поэтическая речь возбужда..т больше представлений чем в ней заключено слов». В доказательство В. Короленко привёл из стихотворения «Анчар» А. Пушкина строки которые оц..нил как совершенство:

      В пустыне чахлой и скупой
      На почве зноем раск..ленной
      Анчар, как грозный часовой,
      Стоит — один во всей вселенной.

В. Г. Короленко пишет Посмотрите как тут тремя-четырьмя штрихами нарисова(н, нн)а целая картина. Воображение читателя тронуто возбужде(н, нн)о этими меткими штрихами и оно само уже рисует остальное. Вы как(будто) вид..те и цвет песка и безоблачное горячее небо и мрачный проф..ль дерева — хотя об этом прямо (не)упом..на..т(?)ся. Вот это называ..т(?)ся силой стиха. Сила эта состоит в том что в данной комбинаци.. слов каждое слово, кроме прямого представления, вл..чёт за собой ещё целый ряд представлений (не)вольно возникающих в уме.

261. Есть ли у вас любимые стихотворные строчки, которые вызывают зрительных или звуковых образов больше, чем названо словами? Какие это образы? Запишите эти строчки. Подчеркните однородные члены, если они есть.

262. В упражнении приведены предложения из произведения, знание которого говорит о принадлежности человека к отечественной культуре. Из какого произведения эти предложения? Кто автор? Если не знаете, то ответы на эти вопросы найдёте в задании упр. 41.

Спишите, вставляя пропущенные слова и расставляя недостающие запятые. Подчеркните однородные члены в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

    1. Читай не так, как пономарь
      А с — — с — — с — —.
    2. Словечка в простоте не скажут всё с — —.
    3. Минуй нас пуще всех п..чалей
      И — — — — и — — — —.
    4. Когда постранствуешь воротишься домой
      И дым отечества нам — — и — —.
    5. Кричали женщины «ура»
      И в воздух — — — —.
    6. Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок,
      — — не — — — — искать по свету
      Где оскорблённому — — — — — —.

263. Прочитайте сравнительную характеристику двух женщин. Найдите части, соответствующие данному ниже плану.

Анна Дмитриевна:

  1. Добродушная, весёлая.
  2. Всегда деятельная (её садик и комнатки).
  3. Живой характер, но никогда никого не любила.

Авдотья Васильевна:

  1. Равнодушно-рассеянный нрав.
  2. Не деятельная (ничем не занимается).
  3. Готова жертвовать собою ради того, кого она полюбит.

• Какая из описываемых женщин вам больше понравилась? Охарактеризуйте её письменно, опираясь на текст. Подчеркните однородные члены, если вы употребили их в своём тексте.

Мать и дочь были во многом различны между собой. Мать, Анна Дмитриевна, была одна из самых приятных, всегда одинаково добродушных и весёлых в обществе женщин. Всё милое, весёлое истинно радовало её. Даже — черта, встречаемая только у самых добродушных старых людей, — способность наслаждаться видом веселящейся молодёжи была у неё в высшей степени. Дочь, Авдотья Васильевна, была, напротив, серьёзного характера или, скорее, того особенного равнодушно-рассеянного нрава, которого обыкновенно бывают незамужние красавицы.

Когда же она хотела быть весёлой, то веселье её выходило какое-то странное — не то она смеялась над собой, не то над тем, с кем говорила, не то над всем светом, чего она, верно, не хотела.

Анна Дмитриевна была всегда деятельна; имела страсть к устройству домика и садика, к цветам, канарейкам и хорошеньким вещицам. Её комнатки и садик были небольшие и небогатые, но всё это было устроено так аккуратно, чисто и всё носило такой общий характер такой лёгонькой весёлости, которую выражает хорошенький вальс или полька, что слово игрушечка, употребляемое часто в похвалу гостями, чрезвычайно шло к садику и комнаткам Анны Дмитриевны. <...>

Авдотья Васильевна, напротив, почти никогда ничего не делала и не только не любила заниматься какими-нибудь вещицами или цветочками, но даже слишком мало занималась собой и всегда убегала одеваться, когда приезжали гости. Но, одетая возвратившись в комнату, она бывала необыкновенно хороша, исключая общего всем очень красивым лицам холодного и однообразного выражения глаз и улыбки. Её строго правильное, прекрасное лицо и её стройная фигура, казалось, постоянно говорили вам: «Извольте, можете смотреть на меня».

Но, несмотря на живой характер матери и равнодушно-рассеянную внешность дочери, что-то говорило вам, что первая никогда — ни прежде, ни теперь — никого не любила, исключая хорошенького и весёленького, а что Авдотья Васильевна была одна из тех натур, которые ежели раз полюбят, то жертвуют уже всею жизнию тому, кого они полюбят.

(По Л. Толстому)

264. Напишите сравнительную характеристику двух одноклассников (друзей, товарищей и т. д.), тех, кого вы хорошо знаете. Ваша задача - так рассказать одноклассникам об этих ребятах, чтобы они узнали, чем они похожи или, наоборот, не похожи (хотя, быть может, и дружат).

265. Ю. Пименов изображает мир, который мы знаем, но при этом открывает необычное в обычном. В самом деле, что необыкновенного изображено на картине «Спор»? А вот ребята одной школы повесили репродукцию этой картины рядом с объявлением о том, что скоро состоится дискуссия на волнующие школьников темы.

Ю. Пименов. «Спор»

Рассмотрите внимательно картину. Какие детали говорят о том, что ребята действительно спорят? Слушают ли они друг друга? Настроены ли на то, чтобы найти решение проблемы? Составьте памятку для спорщиков.

Рейтинг@Mail.ru