Русский язык
8 класс

§ 42. Однородные и неоднородные определения

Определения, соединённые без помощи союзов, могут быть как однородными, так и неоднородными.

Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Например, в предложении Русский, белорусский, украинский языки составляют группу восгочноевропейских языков определения русский, украинский и белорусский являются однородными: они характеризуют языки с одной стороны - по их принадлежности определённой нации.

Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно вставить союз и.

В предложении Учёные проявляют большой интерес к малоизученным африканским языкам выделенные определения не являются однородными: они характеризуют разные признаки этих языков - степень их изученности (малоизученным) и принадлежность народам определённого континента (африканским). В этом случае определение малоизученным относится не непосредственно к существительному языкам, а к словосочетанию африканским языкам.

Между однородными определениями, соединёнными бессоюзной связью, запятая ставится, а между неоднородными - не ставится.

Применяя правило, рассуждайте так:

Всюду между деревьев мелькали белые, синие, красные рубахи. (И. Тургенев) Определения однородные, между ними можно поставить союз и: и белые, и синие, и красные.

Первый золотистый луч скользит по вершинам гор. Определения неоднородные, между ними нельзя поставить союз и. Определение первый относится ко всему словосочетанию золотистый луч. Схематически отношения между однородными и неоднородными определениями можно изобразить следующим образом:

243. Вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. Запишите предложения. В каких из них определения являются неоднородными? Как вы это определили?

1. Мимо станции промчался — — товарный поезд (длина). 2. Мне подарили — — и(л, лл)юстрированную книгу (размер). 3. Возле поликлиники и стадиона росли — — стройные со сны (возраст). 4. Витрину магазина украшали мета(л, лл)ические — — игрушки (материал). 5. Этот — — карма(н, нн)ый фонарик удобен для туриста (размер). 6. Ещё один большой — — дом выстроили в юго-западной части города (материал). 7. На молодёжном фестивале исполнялись ру(с, сс)кие — — песни (принад лежность).

244. Распространите предложения двумя способами.

I. Чтобы определения были однородными, т. е. характеризовали однотипные признаки предмета.

1. В питомнике научились выводить — — норок. 2. На свеж..м снегу нетрудно было заметить — — следы. 3. Осенью бывает приятно собрать и пр..нести домой букет из — — листьев клёна.

II. Чтобы определения были неоднородными, т. е. характеризовали предмет с разных сторон.

1. Джинсы — это — —. 2. Вельвет — — — ткань с ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде рубчиков. 3. Ситец — — — ткань с отделкой в виде цветов орнамента. 4. Атлас — — — ткань, которая известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией.

245. В художественном тексте возможно такое сближение значений неоднородных определений, что они характеризуют предмет как бы с одной стороны.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Если в тексте есть однородные определения, то подчеркните их. Значком х обозначьте слово, к которому относятся однородные определения.

    1. Чародейкою Зимою
      Ок..лдован лес стоит —
      И под снежной б..хромою
      Неподвижною немою
      Чудной жизнью он бл..стит.
    2. Весна идёт весна идёт!
      И тихих тёплых майских дней
      Румя(н, нн)ый светлый хоровод
      Толпит(?)ся весело за ней.
    3. Чу! За белой дымной туч..й
      Глухо прок..тился гром;
      Небо молнией летуч..й
      Оп..ясалось кругом.

      (Ф. Тютчев)

246. Изложение. Какие слова выделены в тексте? Какие из них помогут запомнить, что именно описывает А. Куприн во внешности Н. Гарина-Михайловского? Какие слова можно использовать как заголовок изложения? Найдите однородные и неоднородные определения, употреблённые в описании внешности писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, автора известной трилогии: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты» - и других книг. Как эти определения раскрывают характер писателя? Прочитайте текст вслух выразительно, передавая отношение Куприна к Гарину. Соблюдайте интонацию перечисления при однородных членах.

пленительный
контраст
благородный
обаятельный
обаяние

У него была стройная худощавая фигура, решительно небрежные, быстрые, точные и красивые движения и замечательное лицо, из тех лиц, которые никогда не забываются. Всего пленительней был в этом лице контраст между преждевременной сединой густых волнистых волос и совсем юношеским блеском живых, смелых и прекрасных, насмешливых глаз — голубых с большими чёрными зрачками. Голова благородной формы сидела изящно и легко на тонкой шее, а лоб, наполовину коричневый от весеннего загара, обращал внимание своими чистыми и умными линиями. Он вошёл и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества. Но видно было, что он сам не прилагал к этому усилий. Таково было обаяние его личности, прелесть его улыбки, его живой, непринуждённой, увлекательной речи.

247. Диктант.

Обратите внимание на знаки препинания между простыми предложениями в сложном!

Отличительной чертой художника Николая Николаевича Ге была его любовь к людям. Во всяком человеке он находил хорошую сторону. Если он работал и к нему приходил кто-нибудь за советом или с просьбой, он тотчас же бросал работу и отдавал всё своё внимание посетителю, как бы скучен и неинтересен он ни был.

У Ге был удивительный дар влиять на людей, заставить себя слушать и найти с каждым человеком те точки соприкосновения, на которых не могло бы быть разногласия. Он прекрасно говорил, всегда вкладывал всю душу в свои слова. Некоторых приводила в недоумение, а иногда и раздражала его манера сразу становиться в возможно близкие отношения при первой же встрече.

К деньгам Ге относился совершенно равнодушно. Если у него покупали картину или портрет, он радовался этому главным образом потому, что это было признаком оценки его работы.

(По Т. Сухотиной-Толстой)


Рейтинг@Mail.ru