Русский язык
8 класс

§ 4. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Чтобы решить, одну или две буквы н нужно писать в слове, следует определить, какой частью речи является слово.

Рассмотрите таблицу.

Расскажите о написании одной или двух букв н в полных формах прилагательных и причастий.

21. Н или нн? Обозначьте условия выбора орфограммы на месте скобок. Какие случаи написания н или нн в полных прилагательных есть в упражнении, но отсутствуют в таблице?

Деревя(н, нн)ая изба, тума(н, нн)ое утро, стари(н, нн)ая книга, письме(н, нн)ый стол, кожа(н, нн)ый переплёт, посея(н, нн)ый овёс, нахмуре(н, нн)ое лицо, провере(н, нн)ое решение, засея(н, нн)ое поле, рассказа(н, нн)ая история, взволнова(н, нн)ая речь, прочита(н, нн)ая книга, выстрое(н, нн)ая школа, стекля(н, нн)ые двери, застеклё(н, нн)ая терраса, каме(н, нн)ый фундамент, оловя(н,нн)ые задвижки, пусты(н, нн)ая улица, нефтя(н, нн)ая скважина, копчё(н, нн)ая колбаса, солё(н, нн)ые огурцы, кваше(н, нн)ая капуста, мощё(н, нн)ая дорога.

22. Спишите. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте скобок. Объясните, почему слова с орфограммами размещены в разных группах.

  1. Сочинение написа(н, нн)о. Работа провере(н, нн)а. Недочёты исправле(н, нн)ы. Библиография уточне(н, нн)а. Достоинства отмече(н, нн)ы. Недостатки обнаруже(н, нн)ы. Абзацы выделе(н, нн)ы.
  2. Формулировки тума(н, нн)ы. Доказательства дли(н, нн)ы. Примеры удач(н, нн)ы. Логика безукоризне(н, нн)а.

Сформулируйте по схеме правило.

Запишите 5 примеров, иллюстрирующих это правило.

23. Спишите, подчёркивая наречия как обстоятельства, а краткие прилагательные, причастия и категорию состояния как сказуемые. Суффиксы обозначьте.

1. Туча неожида(н, нн)о оказалась над нами. 2. Вся окрес(?)ность мгнове(н, нн)о оз..рилась зл..вещим светом. 3. Внезапно обиже(н, нн)о прор..котал гром. 4. Выражение лица мальчика стало обиже(н, нн)о. 5. Эта женщина была сдержа(н, нн)а и немногословна. 6. Ответ прозвучал сдержа(н, нн)о. 7. Усилием воли волнение было сдержа(н,нн)о. 8. Вопрос прозвучал горячо, взволнова(н, нн)о. 9. Родственники взволнова(н, нн)ы полученным известием.

24. Учёный В. Я. Булохов составил словарь нового типа, название которого «Словарь ошибочных написаний школьников». В этом словаре содержатся орфографические ошибки учащихся III—XI классов. Проверьте себя, не допускаете ли вы ошибок, являющихся частотными и включённых в словарь. Распределите данные ниже слова на две группы: с н; с нн.

Беше(н, нн)о (нареч.), труже(н, нн)ик, бесчисле(н, нн)ый, ко-ва(н, нн)ый, путешестве(н, нн)ик, осе(н, нн)ий, жизне(н, нн)ый, сереб-ря(н, нн)ый, таинстве(н, нн)ый, бараба(н, нн)ый, жестя(н, нн)ой, не-ожида(н, нн)о (нареч.), ране(н, нн)ый, ва(н, нн)а, исти(н, нн)ый, коло(н, нн)а, революцио(н, нн)ый, райо(н, нн)ый, вое(н, нн)опле(н, нн)ый, обществе(н, нн)ый, отечестве(н, нн)ый, постоя(н, нн)ый, преда(н, нн)ый, непрекло(н, нн)ый, немедле(н, нн)о (нареч.), нечая(н, нн)о (нареч.), долгожда(н, нн)ый, соломе(н, нн)ый, беспреста(н, нн)о (нареч.), встревоже(н, нн)о.

25. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте части слов, в которых находятся вставленные вами буквы. Подчеркните однородные члены. Составьте схему последнего предложения.

Детские и юношеские годы никогда (не)обходят(?)ся без экзотик.. .

Кто в детстве (не)ос..ждал стари(н, нн)ые замки (не)пог..бал на к..рабле с изодра(н, нн)ыми в клочья парусами у берегов Магелланова пролива или Новой Земли (не)искал сокровища так ловко запрятав, нн)ые Стивенсоном на таинстве(н, нн)ом острове (не)слышал шума знамён в Бородинском бою или (не)пом..гал Маугли в (непролазных дебрях Индонези.. .

Экзотика сообщает жизн.. ту долю необыкнове(н, нн)ости которая необходима каждому ю(н, нн)ому и впечатлительному существу.

(По К. Паустовскому)

26. Прочитайте. Определите стиль и тип речи текста. Выпишите слова с орфограммами, данными в скобках, и объясните их написание.

Мои родители жили в Севастополе, что я никак не мог понять в то время. Как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные города Мексики, прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло.

А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли... Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, вымене(н, нн)ой у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоце(н, нн)ым розовым деревом, сахарным тростником.

Но мыло! Но свечи! Но пилё(н, нн)ый сахар!

Проза жизни тяготила меня. Я уходил за несколько вёрст от города и, пролёживая целыми днями на пусты(н, нн)ом берегу моря, у подножия одинокой скалы, мечтал...

Пиратское судно решило пристать к этому месту, чтобы закопать награбле(н, нн)ое сокровище: окова(н, нн)ый железом сундук, полный стари(н, нн)ых испанских дублонов, золотых бразильских и мексиканских монет и разной золотой, осыпа(н, нн)ой драгоце(н, нн)ыми камнями утвари...

Я, спрятавшись в одном мне известном углублении на верхушке скалы, молча слежу за всем происходящим: мускулистые руки энергично роют песок, опускают в яму тяжёлый сундук, засыпают его и, сделав на скале таинстве(н, нн)ую отметку, уезжают на новые грабежи, приключения...

Солнце накаливает морской песок у моих ног, тени постепе(н, нн)о удлиняются, а я, вытянувшись в холодке под облюбова(н, нн)ой мною скалой, книга за книгой поглощаю двух своих любимцев: Луи Буссенара и капитана Майн Рида.

(По А. Аверченко)

27. Изложение. Напишите изложение от 3-го лица, кратко, в двух предложениях передав содержание первой части текста упр. 26 до слов «Проза жизни тяготила меня», и более подробно после этих слов.


Рейтинг@Mail.ru