Русский язык
8 класс

§ 29. Характеристика человека

162. Прочитайте медленно, вдумчиво текст об известном лингвисте А. М. Пешковском. Что вам показалось особенно интересным в его биографии и в его научной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.

Александр Матвеевич Пешковский
(1878—1933)

Отечественная синтаксическая традиция, начало которой, как и многому другому в нашей науке, было положено М. В. Ломоносовым, представлена великими именами и насчитывает в своём развитии уже более 200 лет. Синтаксисом занимались такие выдающиеся учёные, как А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и др. К их числу принадлежит и Александр Матвеевич Пешковский.

Судьба Пешковского сходна с судьбами многих отечественных языковедов, чей путь в науку начался с преподавания языков и словесности в гимназиях. А. М. Пешковский долгое время служил в различных московских гимназиях. Он считал своим долгом обучать учеников таким образом, чтобы они понимали грамматику родного языка, умели судить о ней не по-школярски, имели представление о языковедении как науке. Прежде чем изучать язык во всех его проявлениях, ученики должны составить представление о его структуре, увидеть родной язык как единое целое.

Гимназический опыт повлиял и на характер научной деятельности А. М. Пешковского. Самый известный его труд «Русский синтаксис в научном освещении» — книга, в которой проявился талант Пешковского как педагога. Вместе с читателями он проводит эксперименты и размышляет над их результатами. Именно А. М. Пешковский ввёл в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собственно языковое обоснование. Нулевые связки и бытийные глаголы выявляются на основе сопоставления таких предложений, как Он инженер. — Он был инженер. — Он будет инженер. Тем самым было предложено сыгравшее большую роль в развитии синтаксической теории решение вопроса о выражении категорий времени и наклонения в предложениях.

(По энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык»
и энциклопедии «Русский язык»)

163. Используя материалы учебника истории, энциклопедические словари, Интернет, напишите в форме краткой статьи в Детскую энциклопедию о выдающихся людях России первой половины XIX века: физиках В. В. Петрове, П. Л. Шиллинге, Б. С. Якоби, металлурге П. П. Аносове, химике Н. Н. Зинине, хирурге Н. И. Пирогове, историке Н. М. Карамзине и др.

164. Прочитайте. Найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление степени проявления признака. Задайте к этим обстоятельствам вопрос. Спишите. Можно ли сказать, что этот текст - фрагмент характеристики?

Серёжа Ивин был смуглый, курчавый мальчик, с очень свеж..ми, красивыми губами, которые ре..ко полностью закрывали верхний ряд белых зубов, с тёмно-голубыми прекрасными глазами и необыкновенно бойк..м выражением лица. Он никогда не улыбался, но смотрел совершенно сер(?)ёзно или от души смеялся своим звонк..м, отчётлив..м и чрезвычайно увлекательн..м смехом.

(По Л. Толстому)

165. Напишите о человеке, который вам нравится, которому вы хотели бы подражать, или, наоборот, о человеке, который вам неприятен.

166. Картина Ю. Ракши называется «Проводы ополчения». На ней изображено историческое событие из жизни России: мужчины самых разных сословий уходят защищать свою Родину. Рассмотрите части картины: пейзаж, на фоне которого происходят события; ополченцы; женщины, провожающие воинов.

Ю. Ракша. «Проводы ополчения»

Почему художник поместил на переднем плане именно женщин? Чем они объединены и что их отличает? Обратите внимание на позы, выражения лиц, одежду и т. д. Описывая женщин, вы создадите групповой портрет, если отметите в них общее и на фоне этого общего - некоторые особенности.

Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. В чём отличие предложения от словосочетания?
  2. На какие две группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
  3. Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?
  4. В чём различие между главными и второстепенными членами предложения?
  5. Какие виды сказуемого вы знаете? Охарактеризуйте особенности каждого из них. Приведите примеры.
  6. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом из них. Приведите примеры.
  7. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? Приведите примеры.
  8. Охарактеризуйте виды обстоятельств.
  9. В каких случаях между главными членами двусоставного предложения ставится тире? Подтвердите свой ответ примерами.
  10. Расскажите о знаках препинания при приложении.

167. Прочитайте. Определите тему текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните подлежащие и составные именные сказуемые.

Первая р..форма русского письма была осуществле(н, нн)а в 1708—1710 гг. Петром I. Из алфавита был устранён ряд (не)нужных букв: омега, пси, юс большой, юс малый и др. Нач..ртания букв были округле(н, нн)ы и упроще(н, нн)ы. Реформирова(н, нн)ый шрифт получил название гражданского.

Вторая р..форма в истор.. русского письма, проведё(н, нн)ая в 1917—1918 гг., была реформой и азбуки, и орфографии. Подготовка этой р..формы началась в конце XIX — начале XX в. Тогда стала особенно очевидной необходимость упрощения правописания и упразднения ставших излишними букв. В 1904 г. была созда(н, нн)а орфографическая комиссия. Выделе(н, нн)ая из её состава подкомиссия под руководством академиков Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова подготовила и опубликовала в 1912 г. проект р..формы русской орфографии. Из алфавита были из(?)яты еще две буквы i, и ъ в конце слов после согласных. Новые правила орфограф.. были утвержде(н, нн)ы в 1918 г.

Р..форма 1917—1918 гг. была единстве(н, нн)ой реформой русского правописания, направле(н, нн)ой на совершенствование её правил. В 1956 г. было проведе(н, нн)о упорядочение правил орфограф.. . Система упорядоче(н, нн)ых правил закрепле(н, нн)а в своде «Правила русской орфограф., и пунктуац..» (М., 1956).

(По энциклопедии «Русский язык»)

168. Прочитайте текст предыдущего упражнения. Чему он посвящён: реформе орфографии или реформе русского языка? Можно ли вообще говорить о реформе русского языка? Почему? Запишите своё мнение, аргументируйте его.

169. В данных предложениях допущены ошибки: отсутствуют существительные в устойчивом словосочетании. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Я хотел(бы) обратить ещё на один вопрос. 2. В обсужден.. космической программы должны пр..нять и учёные и предприятия и общественность. 3. В первую очередь мы(бы) хотели сегодня оговорить о работе музыкальных коллективов. 4. Делегаты не раз обменивались по этому (не)лёгкому для них вопросу.

170. Напишите, как вы говорите в разных случаях жизни, например когда отвечаете на уроке, беседуете с товарищами, выступаете на собрании, разговариваете с родителями. Используйте для характеристики своей манеры говорить обстоятельства образа действия, выраженные различными способами, в том числе некоторыми из приведённых здесь наречий.

Материал для справок: бойко, вежливо, взволнованно, ворчливо, дерзко, громко, задорно, застенчиво, задушевно, запальчиво, критически, кратко, медлительно, неторопливо, невнятно, невыразительно, непонятно, отрывисто, отчётливо, плавно, почтительно, просто, прямо, равнодушно, сбивчиво, смело, спокойно, тихо, торопливо, точно, тягуче, уверенно, убедительно.


Рейтинг@Mail.ru