Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 27. Обстоятельство

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.

Обстоятельства поясняют, распространяют сказуемое и другие члены предложения.

143. Найдите обстоятельства места. Поставьте к ним вопросы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните обстоятельства условными обозначениями.

ГРАЧ

      От синего моря
      Из тёплого края
      Под солнцем под звёздами в темноте
      Он сил (не)жалея и миль (не)считая
      На север
      На север
      Упрямо летел!

(А. Пришелец)

144. Из какого произведения взяты эти предложения? Какие наречия помогают читателю представить, где происходит действие? Спишите, выделяя причастные обороты и разделяя запятыми простые предложения в составе сложных. Подчеркните условными обозначениями обстоятельства места.

1. Уж солнце начинало прятат(?)ся за снеговой хребет когда я в(?)ехал в Койшаурскую д..лину. Славное место эта д..лина! Со всех сторон горы (не)пр..ступные красноватые скалы увеш..нные зелёным плющ..м и увенч..нные куполами чинар, ж..лтые обрывы исчерченные промоинами а там высоко-высоко золотая б..хрома снегов а (в)низу Арагва тянет(?)ся серебр..(н, нн)ой нитью и св..ркает, как змея своею чешуёю.

2. До станц.. оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо что по жу(ж, жж)анию комара можно было сл..дить за его полётом. (На)лево ч..рнело глубокое ущел(?)е; за ним и (в)переди нас (тёмно) синие в..ршины гор изрытые м..рщинами, покрытые слоями снега рисовались на бледном неб..склоне ещё сохранившем последний отблеск з..ри. По об..им сторонам дороги торчали голые, ч..рные камни; кой(где) из(под) снега выгляд..вали кустарники.

(По М. Лермонтову)

145. Составьте 5-6 предложений на тему «Тропинка (дорога, аллея), которая мне запомнилась». Используйте, если потребуется, некоторые из следующих слов: слева, справа, впереди, вдали, далеко-далеко, под ногами, над головой, кое-где, там, тут, из-за деревьев. Подчеркните обстоятельства места. Какими частями речи они выражены?

146. Расскажите (кратко), как дойти до вашего дома (магазина, стадиона, театра и т. д.) от платформы электрички, от автобусной, троллейбусной остановки, от метро и т. д. Запишите своё объяснение. Если в нём употреблены обстоятельства места, то подчеркните их условными обозначениями.

147. Найдите в учебнике географии отрывок, в котором при описании рек, гор, какой-либо местности употреблены обстоятельства места. Спишите отрывок и подчеркните их. Есть ли в тексте собственные наименования? Объясните их правописание.

148. Спишите текст, вставляя обстоятельства времени. Избегайте повторения одних и тех же слов. В случае затруднений воспользуйтесь материалом для справок.

— — я был на рыбной ловле. — — дул ветер, и небо хмурилось, но — — погода улучшилась. — — на реке стихло. Рыба хорошо кл..вала — —. — — попадалась плотва, окуни и ерши. — — я не раз переходил с места на место, но крупной рыбы мне так и не удалось поймать. — — я вернулся домой с кучей мелкой рыбёшки.

Материал для справок: утром, с утра, до утра, к утру, в течение утра. Вечером, с вечера, до вечера, к вечеру, в течение вечера. Днём, в полдень, в течение дня. Ночью, с ночи, до ночи, в течение ночи. Однажды, один раз, сначала, сперва, затем, после этого. Весь день, всё время и т. п.

149. Составьте б предложений с обозначением даты (три с указанием числа, месяца, года; три - только года). Запишите по образцу.

150. Выпишите из учебника истории 7—8 предложений (или отрывок) с обстоятельствами времени. Чем эти обстоятельства выражены? Подчеркните их, а также обстоятельства места (если они есть).

151. Опишите свой режим дня (в один из дней недели). Подчеркните обстоятельства времени.

152. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какие слова используют авторы, чтобы передать звучание колоколов в зависимости от событий, о которых звон извещает? Какими членами предложения являются эти слова?

Звонят гудят колокола... Большие — размеренно низко словно иерихонские трубы; поменьше — часто весело с задорным перезвоном. Иногда величаво и торжественно иногда скорбно и печально порой призывно тревожно взволнованно. Звонят возвещая о свадьбах и похоронах созывая прихожан на молитву собирая народ на сход. Гудят если где пожаром занялась деревня река из берегов вышла или ещё какое-то несчастье. Гонец примчится с недоброй вестью что враг близко — бьют в набат яростно во всю силу. Отразили нашествие выстояли победили — и от края до края плывёт густой малиновый звон прославляя мужество защитников родной земли оплакивая павших в честном бою.

(По А. Ополовникову, Г. Островскому)

153. Выразительно прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Укажите обстоятельства. Определите их вид по значению. Укажите способы их выражения.

Один идёт прямым путём,
Другой идёт по кругу
И ждёт возврата в отчий дом,
Ждёт прежнюю подругу.

А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.

154. В тексте выделены обстоятельства причины и цели. Чем они выражены? Поставьте вопросы к этим обстоятельствам. Подчеркните обстоятельства места и времени.

1. Пл..вец с усталост.. в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радост.. в зобу дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день заш..л к ручью напит(?)ся. 4. По улицам слона в..дили, как видно, (на)показ. 5. Почуя серого так бли..ко забияку, псы залились в хлеву и рвут(?)ся вон на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш стари(н, нн)ый сват и кум, приш..л мирит(?)ся к вам, совсем не ради ссоры.

(И. Крылов)

155. Задайте вопрос к выделенным словосочетаниям. Это обстоятельства условия. Подчеркните их при списывании. Обозначьте слова, от которых они зависят. Расставьте недостающие запятые.

В зависимост.. от начальной скорост.. сообщ..(н, нн)ой телу при его вылет., из атмосферы дальнейшая судьба тела может быть различной. При малой начальной скорост.. тело может упасть обратно на Землю при большой скорост.. тело может превратиться в иску(с, сс)твенный спутник при ещё большей скорост.. тело может уйти от Земли так далеко что сила земного протяжения практически не будет влиять на его движение и оно обратит(?)ся в иску(с, сс)твенную планету. Наконец, при ещё большей скорост.. тело может (на)всегда уйти из Солнечной системы в мировое пространство.

156. Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями: за неимением, при наличии, ввиду изменения условий, несмотря на стужу, вопреки ожиданиям. Уместны ли эти слова и словосочетания в деловых бумагах? Определите вид обстоятельств.

Бывают случаи, когда во второстепенном члене совмещаются разные значения. Например, в предложении Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои к второстепенным членам сквозь леса и горы можно поставить вопросы: мчит (сквозь что?), мчит (где?).

Таким образом, в этих второстепенных членах совмещаются значение дополнения, значение обстоятельства места.

157. Спишите текст и определите, в каких выделенных второстепенных членах совмещаются два значения.

1. Любо жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стекля(н, нн)ых вод и пр..брежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядят(?)ся. 2. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. 3. По временам в стороне синели верхушки отдалё(н, нн)ого леса.

(По Н. Гоголю)

158. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, определите, чем они выражены. Укажите второстепенные члены, совмещающие значения определения и дополнения, дополнения и обстоятельства.

1. Сели ужинать как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся мать подняла глаза лицо её болезненно задрожало. 2. Спать ему отвели на печке где он помнил каждый кирпич каждую щель в бревенчатой стене каждый сучок в потолке. Пахло овчиной хлебом — тем родным уютом что не забывается и в смертный час. 3. Он ушёл на станцию пешком, как и пришёл.

(А. Н. Толстой)

159. Прочитайте. Спишите, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Определите вид этих обстоятельств. Перестройте (устно) предложения с деепричастным оборотом, заменив деепричастие однокоренным глаголом. Как изменится смысл предложения?

1. Кот ждал зажмурив глаза. 2. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами. 3. Куры влезли на стол в саду и толкая друг друга и переругиваясь начали склёвывать из тарелок гречневую кашу. 4. Кот дрожа от негодования прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. 5. После этого петух несколько минут лежал в припадке закатив глаза и тихо стонал. 6. Увидев кота они с писком прятались под домом. 7. Он требовал благодарности оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

(К. Паустовский)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru