Русский язык
8 класс

§ 25. Определение

Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Найдите определения.

  • На какие вопросы они отвечают?
  • Чем выражены?
  • Какими языковыми средствами создаётся в стихотворении художественный образ?
  • Найдите в стихотворении эпитеты.
  • Словами каких частей речи они выражены?
  • Какими членами предложения являются?

Снежинка

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Определение - второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

Например: Горные вершины спят во тьме ночной. (М. Лермонтов)

Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? Определение служит для распространения и пояснения другого члена предложения (главного или второстепенного).

Например: Роняет лес багряный свой убор; Сквозь волнистые туманы пробирается луна; По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит; Пустое вы сердечным ты она обмолвясь заменила... (А. Пушкин)

Пояснение, выражаемое определением, может характеризовать предмет, лицо или явление с разных сторон.

Определения, отвечающие на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов, например на качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет: Прозрачный лес один чернеет; Златая цепь на дубе том: и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (А. Пушкин) Определения, отвечающие на вопрос который?, указывают на порядок предметов при счёте: Всему пора: уж двадцать пятый раз мы празднуем Лицея день заветный. (А. Пушкин)

Определения, отвечающие на вопрос чей?, указывают на принадлежность предмета: Я гимны прежние пою и ризу влажную мою сушу на солнце пред скалою. (А. Пушкин)

133. Прочитайте отрывки из повести К. Паустовского «Мещёрская сторона» и лирической повести В. Солоухина «Владимирские просёлки». Какая тема их объединяет? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните определения. Найдите слово, которое употреблено в роли определения и в роли именной части сказуемого.

1. В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. Больше всего озёр с ч..рной водой. В иных озёрах вода нап..минает блестящею туш(?). Трудно (не)видя представить себе этот насыще(н, нн)ый густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере совершенно прозрачная. Этот цвет особенно хорош(?) осен(?)ю когда на ч..рную воду слетают ж..лтые и красные лист(?)я берёз и осин.

(По К. Паустовскому)

2. Между тем (в)переди, сквозь деревья, св..ркнула вода и (в)скоре доро..ка прив..ла к большему озеру. Озеро это было, можно сказать, без берегов. Шла, шла густая трава лесной поляны и вдруг на уровне той же травы начиналась вода. Так и думалось что под водой тоже продолжает(?)ся трава и что зат..пило её (не)давно и (ненадолго. Но сквозь ж..лтоватую воду проглядывало плотное песча(н, нн)ое дно которое уходило всё глубже и глубже и озёрная вода становилась ч..рной.

(По В. Солоухину)

В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.

Согласованное определение уподобляется определяемому слову в роде, числе и падеже.

Например: Кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви, (А. Пушкин)

Несогласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания.

Например: Уста (какие?) без слов - любить никто не мог. (М. Лермонтов)

134. Внимательно изучите таблицу, дополните её своими примерами. Расскажите о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов.

Способы выражения несогласованного определения

Примеры

Имя существительное в родительном падеже без предлога.

Имя существительное в родительном падеже с предлогом и другие падежные формы с различными предлогами.

Изба лесника состояла из одной комнаты. (И. Тургенев)

В коробке из-под ваксы лежало много разнообразных пуговиц. (М. Горький)
Минуты перед боем — особые минуты. (М. Бубеннов)
Вглядываясь, он различил женскую фигуру в белой шали, облокотившуюся на перила. (А. Н. Толстой)
В нём рано проснулась страсть к рисованию.

Наречие

Началась самая бешеная скачка вперегонку. (Д. Мамин-Сибиряк)

Неопределённая форма глагола

Пришла ей пора опомниться; Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. (Л. Толстой)

Словосочетание, состоящее из существительного в косвенном падеже и относящегося к нему прилагательного, существительного и количественного числительного.

Сосны чрезвычайной прямизны шли мимо саней (А. Герцен)
Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощёкий, сидел кучером. (И. Тургенев)

135. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы предложений. Укажите согласованные и несогласованные определения и способы их выражения. Как, в каком отношении они поясняют, распространяют определяемое слово?

1. Александр растеря(н, нн)о взглянул на мать и повернулся к зеркалу откуда ему в глаза глянул не Юлий Цезарь в уборе римского всадника а растрёпа(н, нн)ый в затаска(н, нн)ом тулупчике (не)взрачный мальчишка с рыжеватой чёлкой спуще(н, нн)ой на лоб. 2. К крыльцу подали возок с лубяным верхом запряжё(н, нн)ый тройкой. 3. Два рыцаря в латах с опуще(н, нн)ыми забралами в стальных перчатках сторожили опираясь на огромные мечи вход из сеней во внутре(н, нн)ие покои. 4. Нависали расписа(н, нн)ые травами своды некраше(н, нн)ый из шашек соснового паркета пол скрипнул под ногами дворецкого который тихо попятился назад и пропал. 5. Через заставу семёновцы шли строем по четыре в ряд, под барабаны и флейты ротные командиры ехали перед ротами на конях сержанты капралы и унтер-офицеры на своих местах. 6. В холщовом пыльнике, на таратайке, в палящий зной на пустой степной дороге Александр Васильевич вспоминал как тридцать пять лет назад, в зимнюю крещенскую стужу, капрал Суворов самовольно принял командование над броше(н, нн)ым офицерами батальоном Семёновского полка во время мирного похода из Петербурга в Москву.

(С. Григорьев)

136. Подготовьтесь к диктанту. Объясните правописание орфографически трудных слов и расстановку знаков препинания. Укажите, в каких предложениях неопределённая форма глагола употреблена в функции сказуемого, в каких - дополнения, в каких - определения. Докажите свою точку зрения.

1. Суворов приказал полку построиться и произвёл небольшое учение. 2. Дело, само по себе простое и ясное, из-за канцелярской волокиты обращалось в сложное и запутанное: Суворову приходилось ходить по нескольку раз в одно и то же место, доказывать очевидное и несомненное. 3. Пойти и поклониться тестю мешала Суворову застенчивая гордость. 4. От каждого подчинённого, начиная с главных командиров и кончая рядовыми, Суворов требовал быстрого соображения, умения сразу находить ответ и принимать решение в трудных случаях. Ответа «не могу знать» он не терпел. 5. Солдат должен дело знать не хуже офицера. 6. Ненастная погода прогнала из ставки Потёмкина охотников веселиться. 7. Потёмкин решился и 6 декабря отдал приказание штурмовать Очаков. 8. А чтобы ребёнок не исцарапал себе лицо, Василий Иванович велел сшить и надеть ему на руки холщовые рукавички. 9. Мать хотела назвать его Анастасием.

(По С. Григорьеву)

137. Перепишите, заменяя там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.

1. На нём была бобровая шапка и медвежья шуба. 2. В кожаном пальто сегодня жарко. 3. В шкафу было много фарфоровой посуды. 4. Во дворе нас встретил семилетний мальчик. 5. Мне нужен только кожаный портфель. 6. Огромная хрустальная люстра нелепо выглядела в этой небольшой комнате.

Иногда несогласованные определения, выраженные именами существительными в косвенных падежах, сочетают значения определений со значениями дополнений и обстоятельств. Например: Бесконечен путь (какой? к чему?) к совершенству (В. Брюсов); Небольшие клочки чистой синевы (какие? где?) меж облаков походили на проталинки (А. Яшин); Мысль (какая? о чём?) о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову. (Л. Толстой)

138. Прочитайте отрывок из романа А. Н. Толстого «Пётр I». Каким рисует автор русского царя в этом эпизоде? Найдите определения, укажите способ их выражения. Выпишите именные словосочетания с согласованными и несогласованными определениями. Какие из несогласованных определений совмещают значение определения и значение дополнения?

Приплыви Пётр не на длинных лодках, может быть, и он заразился бы спесью. Но он хорошо помнил и снова видел гордое презрение, прикрытое любезными улыбками у всех этих людей с Запада — от седобородого, с выбитыми зубами матроса до купца, разодетого в испанский бархат... Вон — высоко на корме, у фонаря, стоит коренастый, коричневый, суровый человек в золотых галунах, в шляпе со страусовым пером, в шёлковых чулках. Это капитан. Спокойно глядит он сверху вниз на длинного, нелепого юношу в неуклюжей лодке, на царя варваров... Так же поглядывал он сверху вниз где-нибудь на Мадагаскаре, на Филиппинских островах, приказав зарядить пушки картечью...

И Пётр с азиатской хитростью почувствовал, каким он должен появиться перед этими людьми, чем единственным взять верх над ними... Их нужно было удивить, чтобы такого они сроду не видывали, чтобы рассказывали дома про небывалого царя, которому плевать на то, что — царь... Он, Пётр Алексеев, подшкипер переяславского флота, так и поведёт себя: мы, мол, люди рабочие, бедны да умны, пришли к вам с поклоном от нашего убожества, — пожалуйста, научите, как топор держать...

139. Перескажите текст из предыдущего упражнения. Открыв учебник, перечитайте текст, отметьте то важное, что вы опустили. После этого закройте учебник и напишите сжатое изложение. Проверьте себя: не допустили ли ошибок, не опустили ли что-то важное.


Рейтинг@Mail.ru