Русский язык
8 класс

§ 24. Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:

Дополнения, как правило, выражаются существительными или местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного. Например: Что это был за туман, который застилал от глаз (что?) самое важное. (А. Чехов)

В роли дополнения может употребляться неопределённая форма глагола: просить, умолять, приказывать, разрешать, препятствовать и др. Например: Я велел ямщику ехать. (А. Пушкин)

Примечание. 1. Дополнение может выражаться словосочетанием, например: Летом я прочитала (что?) много книг; Мы выписываем «Российскою газету».

2. Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие, например: Я взял ручку и начал писать сочинение; За поворотом — мы увидели деревню.

Прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании.

Например: Брат не написал письма.

Остальные дополнения - косвенные. Например: Семья приготовилась к отъезду. Полученному письму рады.

122. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены все предложения этого упражнения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите дополнения; укажите по образцу, чем они выражены, являются прямыми или косвенными.

Образец. С именем (косв.) Ивана Дмитриевича Сытина была связана каждая четвёртая из книг, изданных в России перед Октябрьской революцией.

1. Ми(л, лл)ионы детей учились читать по его азбукам и букварям ми(л, лл)ионы взрослых по его деш..вым изданиям (в)первые знакомились с произведениями русских классиков. 2. В 1882 году Сытин образовал (книго)издательское и (книго)торговое товарищество «Сытин и К°» с капиталом в 75 тыс. рублей а в следующем году открыл на Старой площад.. собственную книжную лавку. 3. С именем Сытина связ..вают целую эпоху в деле широкого народного просвещения. 4. В начале деятельности Сытина произведения Пушкина Гоголя Толстого Достоевского и других замечательных писателей были доступны лишь (не)значительной части русского общества. Эти книги стоили дорого и прод..вались лишь в городских магазинах. 5. В деревни коробейники-офени доставляли деш..вые книжки, так называемую лубочную литературу. 6. По предложению В. Г. Черткова, друга и единомышле(н, нн)ика Л. Н. Толстого, Сытин нач..л изд..вать книги лучших русских писателей и прод..вать их по деш..вой цене. (С)начал.. выпуск этих книг почти (не)покрывал затрат на них. 7. Сытин продолжал нач..тое дело и (в)скоре почу(?)ствовал положительные сдвиги. 8. В последующие годы издательство Сытина стало выпускать не только художественные произведения но и (научно)популярные книги деш..вые учебники для деревенских школ (много)томные энциклопед.. для (небогатых читателей из народа. 9. Результатом всей этой огромной просв..тительской деятельност.. стало заметное изменение вкуса народа.

(По К. Рыжову)

123. Расскажите, что интересного вы узнали об Иване Дмитриевиче Сытине, используя текст предыдущего упражнения.

124. Выпишите предложения, в которых дополнение выражено неопределённой формой глагола. Какова синтаксическая роль неопределённой формы глагола в невыписанных предложениях?

1. Помните сказку о том, как один старик попросил своих сыновей переломить веник? Сыновья ломали, ломали и не смогли сломать. Старик велел развязать веник и попробовать сломать его по прутику. (Е. Пермяк) 2. Муромский... предложил им осмотреть перед обедом сад. 3. Швабрин... просил меня забыть о прошедшем. 4. Алексей заклинал её не лишать его одной отрады: увидеться с нею. 5. Зурин уговорил меня попробовать пуншу. 6. Мать велела мне дать руку Дон Альвару. 7. Я приказал ехать на неизвестный мне предмет. 8. Василиса Егоровна принудила его во всём признаться. 9. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (А. Пушкин)

125. Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?

1. В Третьяковской галерее ребята видели - -, - -, - -. 2. В консерватории мои друзья прослушали - -, - -. 3. В кинотеатре мы смотрели - -, - -. 4. На концерте любимый певец спел - -, - -. 5. В театре мои родители видели - -, - -.

126. Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога.

В речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа.

1. Он читает газеты и смотрит телевизор. 2. Студент законспектировал эту интересную статью. 3. Редактор заметил ошибку в тексте. 4. Ученики поняли новую теорему. 5. Рабочие имели специальное образование.

128. Прочитайте. В каких словах выражена основная мысль текста? Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Помните, что некоторые из дополнений выражены словосочетаниями. • Укажите устаревшие слова и формы слов.

Подготовьте на основе выписанных словосочетаний устную характеристику Петра I.

Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

Если Пётр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он ещё многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял её. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С летами он приобрёл массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до четырнадцати ремёсел. Но выше всего ставил он мастерство корабельное. И Пётр достиг большого искусства в этом деле, современники искусство считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.

(По В. Ключевскому)

129. Прочитайте. Найдите в каждом предложении подлежащее и прямое дополнение. Легко ли это? Запишите предложения с таким порядком слов: 1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) прямое дополнение. Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль?

  1. Глаза защищают ресницы.
  2. Путь перегородил овраг.
  3. Ветер сломал флюгер.

130. Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Знакомые очень рады за наши успехи. 2. Ко мне в голову пришла удачная мысль. 3. Жители были разбужены от страшного грохота. 4. В сочинении точно описано о дальнейшем развитии сюжета. 5. Вот об этом мы и покажем в следующем телесюжете. 6. Футболистам не пришлось доказывать о своей правоте. 7. На семинаре указали о недостатках в работе тренера. 8. Новый роман написан в несвойственном для писателя стиле. 9. Нужно больше уделять внимания на здоровье детей.

131. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург», законченной в январе 1835 года. О каких чертах русского крестьянина говорит великий поэт? Какова основная мысль отрывка? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложных. Укажите прямые дополнения при сказуемых, выраженных переходными глаголами с отрицательной частицей не. В каком падеже они употреблены? Подчеркните прямые и косвенные дополнения.

Взгляните на русского крестьянина: есть(ли) и тень рабского унижения в его поступках и речи? О его смел..сти и смышлё(н, нн)ости и говорить (не)чего. Проворство и ловкость удивительны. Путешестве(н, нн)ик ездит из края в край России (не)зная ни одного слова (по)русски и везде его понимают исполняют его требования заключают с ним условия. (Ни)когда (не)встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (простофиля) (некогда (не)заметите в нём (не, ни)грубого удивления (не, ни)невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который(бы) (не, ни)имел своего собстве(н, нн)ого жилища. Нищий уходя скитаться по миру оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роск..ши у нас (не, ни)иметь коровы есть знак ужас(?)ной бедности. Наш крестьянин опрятен по пр..вычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывает(?)ся по (не, нискольку раз в день...

132. В черновиках А. Пушкина к «Путешествию из Москвы в Петербург» то же содержание изложено как разговор с англичанином-попутчиком. Ниже этот диалог приведён в сокращении.

Прочитайте. Найдите слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина. Есть ли среди этих слов дополнения?

Охарактеризуйте русского крестьянина 30-40-х годов XIX века по текстам упр. 131 и 132. Выделите в обоих текстах общее при характеристике духовных качеств, ума, физического облика, отношения к чужеземному. Запишите составленный вами текст.

Подле меня в карете сидел англичанин лет 36; я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?

Англичанин. Английский крестьянин.

Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?

Он. Что такое свобода?

Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.

Он. Следственно, свободы нет нигде, — ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.

Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.

Он. Ваша правда. [Но разве народ английский участвует в законодательстве? Разве власть не в руках малого числа? Разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?]

Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?

Он. Его опрятность, смышлёность и свобода.

Я. Как это?

Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлёности говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими то, что соседи наши называют un badaud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны...

Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?

Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения? Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?

Я. Не удалось.

Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видели раболепного поведения Нижней палаты перед Верхней, джентльменства перед аристократией, купечества перед джентльменством, бедности перед богатством, повиновения перед властью...


Рейтинг@Mail.ru