Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

73. Неопределённые местоимения

Не́кто шёл по какой-то дороге и нашёл не́что. Не́которую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?

Ясно ли из этой загадки, кто шёл, по какой дороге, что он нашёл, что отдал?

Выделенные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества и называются неопределёнными.

Неопределённые местоимения, кроме не́кто и не́что, изменяются по падежам. Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.

не́кто
не́что
не́который
не́сколько
кое-кто
кое-что
кто-то
кто-нибудь
что-нибудь

и др.

Рассмотрите таблицу. Как образованы неопределённые местоимения?

414. Запишите, как образованы данные слова.

Образец:

Составьте 2—3 распространённых предложения с неопределёнными местоимениями.

Кое-что, некоторый, некто, кто-то, чей-либо, несколько, что-нибудь, нечто.

В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находится под ударением и пишется слитно.

Не́сколько (неопр.).

№ 43.

415. Составьте с данными словосочетаниями предложения. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы (см. образец в рамке). Укажите падежи неопределённых местоимений.

За (не)сколько минут, через (не)которое время, в (нескольких словах, с (не)которых пор.

Сравните неопределённые местоимения в левой и правой колонках. Чем они различаются по написанию?

кое-кого
кое-кому
кое-кем

кое у кого
кое к кому
кое с кем

От какого условия зависит выбор дефисного и раздельного написания приставки кое-?

кто-нибудь
что-либо
какой-то

Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Кто-нибудь, кое-кто, кое у кого.

№ 44.

416. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора дефисного и раздельного написания в неопределённых местоимениях (см. образец в рамке). • Объясните написание существительных и прилагательных с не.

1. С (не)которых пор летают какие(то) мушки радует глаз (ярко)зелёная трава розовеют (красновато)бурые шишечки ели. 2. Может быть, на какой(нибудь) час но весна объявилась. 3. В толпе всё больше лёгких пальто3, а (кое)кто из молодёжи в пиджаках щеголяет. 4. Ночью поднялся ветер. Чем(то) бьёт за окном. Бушует (не)погода.4 5. И вот уже (не)сколько дней идёт холодный (не) приятный дождь.

417. Разделите текст на три части. Спишите его, соблюдая красную строку и вставляя местоимения кто-то, какой-то, чей-то, что-либо в нужной форме. Подчеркните все известные вам местоимения. # Укажите в тексте признаки разговорного стиля.

Рано утром я пош..л в с..рай. Вдруг — — прошмыгнул мимо моих ног.4 Я увидел лишь — — сер..нький хвост..к. Я вош..л в с..рай. Из того угла, где лежало сено, дон..сились — — звуки. Там — — возился. (Не)успел я — — предпринять, как из сена выскочила мышь, а (за)ней наш кот Васька. В то же мгновенье3 мышь юркнула в щель3 под порогом.

418. Выпишите из рамок (см. § 69, 72) слова с непроверяемыми орфограммами, подберите к ним однокоренные слова. Обозначьте части слов.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru