Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Имя прилагательное. Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение имени прилагательного.
  2. Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
  3. У каких прилагательных есть краткая форма?
  4. На какие две группы делятся степени сравнения? Как образуются степени сравнения?
  5. Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного в безударном положении?
  1. Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?
  2. Когда в именах прилагательных пишутся две буквы н, а когда — одна буква н?
  3. Как различить на письме суффиксы -ск- и -к- в именах прилагательных?
  4. Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда — е после шипящих в окончаниях и в суффиксах прилагательных?
  5. Как отличить прилагательные с приставкой не- от прилагательных с отрицательной частицей не?
  6. Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие — через дефис?

337. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Имя прилагательное».

338. Заполните своими 3—4 примерами таблицу «Способы образования имён прилагательных».

339. Определите основную мысль текста. Спишите, деля текст на абзацы и согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся, а также расставляя пропущенные знаки препинания.

Лес, ра..положенный вблизи (большой) города, страдает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь (старый) сосны. А внизу нет ни (молодой) деревца ни (зелёный) мха ни травы. И уж, конечно, (не)найдёш.. тут (белый) гриба. На (тёмно-серый) грунте, (похожий) на асфальт, утрамбованном (человеческий) ногами, (не)р..стёт ничего. Можно огораживать (большой) участки леса, предоставляя гуляющим дорожк.., как в парке. Скучно же так восклицает иной турист из «дикарей». А весело ли гулять по (а́спидно-чёрный) «лесному асфальту», на котором лишь (жёлтый опавший) хвоя да обрывки бумаги и бутылочные осколки?

340. Прочитайте названия видов орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное» (№ 19, 20, 37—40). Заполните 4—5 примерами таблицу.

341. Диктант (свободный). Озаглавьте текст. В своём тексте над качественными прилагательными надпишите букву к., над относительными — о. Сравните свою запись с текстом в учебнике. Какие прилагательные вы не употребили? Какие использовали из своего запаса? Какой это текст?

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли.

Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона.

На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом...

Весело жить в такой земле!

(По М. Лермонтову.)

342. Озаглавьте текст. Сначала выпишите вместе с существительными имена прилагательные с пропущенными буквами. Над прилагательными сокращённо надпишите, какого они разряда. Затем выпишите остальные слова с пропуском букв.

В Нижегородской области м..стерят деревя(н, нн)ые расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохлом..ая ро..пись — пламе(н, нн)ая хохлома. Хохлома — стари(н, нн)ое село, где раньше прод..вали изделия из дерева. А пламе(н, нн)ой её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия г..рят, как огонь.

Но хотя расписные вещи св..ркают подобно золоту, драгоце(н, нн)ого м..талла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют* глиной, промасливают и лудят — нат..рают алюминиев..м порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горяч..ю печ.. . В жаре олифа и лак густеют, спекаю..ся, становятся желтоватыми. Под их слоем серебр..ый цвет полуды выгляд..т как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламе(н, нн)ая хохлома4.

(По К. Паустовскому.)

343. Составьте 5—6 предложений или небольшой текст на одну из тем: «Произведение народного декоративного искусства» (любое), «Превращение дерева», «Деревянное золото», «Костяное кружево», «Изделия палехских художников», «Вологодские кружева» и т. д. Используйте в составляемых предложениях или в тексте синонимы из рамок, а также материалы упр. 295, 324, 326, 329, 342.

способный
даровитый
талантливый
удивительный
изумительный
необыкновенный
несказанный

344. Подготовьте на основе созданного вами текста (упр. 343) устное публичное выступление на одну из выбранных вами тем. Постарайтесь выступить так, чтобы слушатели почувствовали ваше отношение к произведениям народного промысла.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru