Русский язык
6 класс

Имя существительное. Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение имени существительного.
  2. Что нового вы узнали о склонении и роде существительных в VI классе?
  3. У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончании буквы и и е?
  4. Как образуются имена существительные?
  5. Как отличить существительные с приставкой не- от существительных с отрицательной частицей не?
  6. Приведите по 2—3 примера имён существительных с суффиксами лица и с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Как различить на письме суффиксы -ик и -ек?
  8. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
  9. Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?

259. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Имя существительное».

260. Прочитайте § 36—42. Составьте сложный план сообщения об имени существительном как части речи; расскажите о нём по этому плану. • К какому стилю относится ваше сообщение?

261. Заполните 3—4 примерами таблицу «Способы образования имён существительных».

262. Прочитайте выразительно отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Для понимания слов текста, написанных на латинице, познакомьтесь с фрагментами краткого комментария к роману лингвиста Н. М. Шанского. Проверьте по Толковому словарю, заимствованы ли русским языком эти слова. Если заимствованы, то произведите их морфологический разбор. • Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте условия выбора орфограмм. Составьте схему последнего предложения.

      Когда же юности м..тежной
      Пр..шла Евгению пора,
      Пора надежд и груст.. нежной,
      Monsieur прогнали со двора.
      Вот мой Онегин на свобод..;
      Острижен по последней мод..,
      Как dandy лондонский одет —
      И наконец увид..л свет.
      Он по-французски совершенно
      Мог изъясняться и писал;
      Ле..ко м..зурку танц..вал
      И клан..лся непринужденно;
      Чего ж вам больше? Свет р..шил,
      Что он умён и очень мил.

Лингвистический комментарий.

    Monsieur — гувернёр (буквально «господин»).
    Dandy — щёголь. Написание Пушкиным этого нового для русских английского слова латиницей свидетельствует о том, что оно было ещё не освоено и воспринималось как варваризм.

263. Вспомните виды орфограмм, изученные в теме «Имя существительное», и заполните таблицу 4—5 примерами на каждый вид. Обозначьте в записанных словах условия выбора соответствующих орфограмм.

264. Составьте таблицу «Гласные е и и в окончаниях слов» и заполните её 4—5 примерами. Какие виды орфограмм надо знать, чтобы заполнить таблицу?

265. Составьте таблицу «Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах» и заполните каждую графу 4—5 примерами. Над какими видами орфограмм вы работали?

266. Спишите, расставляя пропущенные занятые и употребляя слова, данные в скобках, в нужной форме. Обозначьте сокращённо род и падеж этих существительных.

По широкой тополевой (аллея) идём к м..нументу — величественной (фигура) воина. Здесь пам..тник-музей героям (В, в)еликой (О, отечественной войны.

В (музей) боевые (знамя) и макеты р..йона военных действий. В больш..м бронзов..м (оклад) — «Книга Вечной славы». В неё занесены (имя) с..лдат с..ржантов оф..церов и генералов — участников этих боёв. Многие из них удостоены звания (Г, г)ероя Советского Союза.

Музей создан при (участие) школьников, входящих в отряды и клубы с кратк..м романтическююм названием «Поиск».

267. Определите основную мысль текста. Выпишите слова, в которых пропущены буквы: 1) в окончании, 2) в корне, 3) в приставке. • Выпишите выделенные слова, обозначьте их состав.

Отечество моё Россия

Сахалин

На восточной окраин., нашей Родин., ра..положен остров Сахалин. Новый день пр..ходит к сахалинцам на 8 часов раньше, чем к москвичам, тулякам, нижегородцам.

А зима? Она наступает на острове не раньше, чем в средней п..лосе России, но зато долго (не)хочет пок..дать его.

После обильного снег..пада на улицы города выходят снег..очистители. Они в первую очередь ра..чищают под..езды к школам, магазинам, лечебным учреждениям.

Сахалинские ребята трудностей (не)боятся. Они отменные лыжники и рыболовы.

268. Спишите, расставляя знаки завершения. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

Определите тему текста и укажите 6—7 ключевых слов, способствующих её осознанию. Слов какой части речи больше среди ключевых в данном тексте?

Вид..л ли кто-нибудь, как ум..рает лёд на лугу в лучах со..ца Вчера ещё это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу Ноч(?) была тёплая, и он успел за ноч(?) ун..сти почти всю свою воду и присоединить её к больш.. воде Последние остатки схватил мороз и (с, з)делал из них кружева́ на лугу Скоро со..це из..рвало все эти кружева, и каждая льдина отдельно ум..рала, падая на землю золотыми каплями

(М. Пришвин.)

 

Рейтинг@Mail.ru