Русский язык
6 класс

46. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

После шипящих под ударением в суффиксах имён существительных пишется буква о, без ударения — буква е.

Снежо́к, горо́шек; ручо́нка, зайчо́нок; кро́шечка, до́ченька.

№ 35.

253. Спишите, обозначьте условия выбора букв о и е в суффиксах существительных (см. образец в рамке). У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает названия детёнышей?

Друж..к, жуч..к, петуш..к, замоч..к, человеч..к, шапч..нка, кулачек, подуш..чка, ореш..к, луж..к, круж..к, медвеж..нок, точ..чка, мыш..нок, суч..к, горош..к, червяч..к, кусоч..к, пирож..к, крюч..к, овраж..к, старич..к, пастуш..к, зайч..нок, волч..нок, грач..нок, галч..нок, собач..нка.

254. Вставьте слова на месте пропусков. Определите во вставленных словах значения суффиксов. Обозначьте условия выбора в них букв о и е. • Назовите антонимы к выделенным словам.

  1. Рыжая белка — рыженький бельчонок; серый волк — серенький - -; шустрый заяц — шустренький - -; пёстрая кукушка — пёстренький - -; толстый медведь — толстенький - -; чёрная галка — чёрненький- -.
  2. Новая шапка — дырявая шапчонка; верная собака — трусливая - -; праздничная2 одежда — рваная- -; крепкая лодка — плохонькая - -; ситцевая рубаха — ветхая - -.

255. Спишите, обозначив условия выбора букв о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных. • Поставьте пропущенные знаки разделения.

1. Куда пастуш..к, туда и посош..к. (Пословица.) 2. Личиком бел да душ..ю ч..рен. (Пословица.) 3. Сеюсь как из сита но не порош..к, зап..лзаю в ж..то но не червяч..к. (Загадка.) 4. Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила. (А. Пушкин.) 5. По ш..рстке и кличка. (Пословица.) 6. В чуж..м глазу суч..к вид..м, а в своём и бревна (не)замечаем. (Пословица.) 7. Долг платеж..м красен. (Пословица.)

256. Прочитайте. Укажите имена существительные, у которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное и пренебрежительное значение. Запишите первую часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из второй части выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

1. Я пр..обрёл книжонку сказал мой с..беседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы г..ворите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая, да и ф..рмат небольшой ответил с..беседник. 2. Так я вы..снил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не зам..чает разниц.. в их значени...

(По Б. Тимофееву.)

257. Письменно объясните способ образования данных слов по образцу:

Что обозначают в них суффиксы? • Подчеркните чередующиеся согласные. • Составьте 2—3 сложных предложения с любыми из данных слов.

Медвеж..нок, зайч..нок, волч..нок, мыш..нок, скворч..нок, галч..нок.

258. Диктант (свободный). Озаглавьте текст. Сравните по абзацам авторский текст и свой пересказ.

В траве клубника была ещё зелена, зато необыкновенно крупна; на открытых же местах она уже поспевала. Из скошенных рядов мы с отцом набрали по большой кисти таких ягод, из которых иные попадались крупнее обыкновенного ореха; многие из них хотя ещё не покраснели, но были уже мягки и вкусны.

Мне так было весело на сенокосе, что не хотелось даже ехать домой, хотя отец уже звал меня.

Из лесного оврага, на дне которого, тихо журча, бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей, или горлинок, слышался также кошачий крик и заунывный стон иволги; звуки эти были так различны, противоположны, что я долго не хотел верить, что это кричит одна и та же миловидная, жёлтенькая птичка.

(С. Аксаков.)

 

Рейтинг@Mail.ru