Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

34. Сложносокращённые слова

  • Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»?

  • Почему подчёркнутые сложные слова называются сложносокращёнными?

Сложное слово, состоящее из сокращённых основ слова, называется сложносокращённым.

170. Какие бывают корреспонденты? Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу: детский корреспондент — деткор. • Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

Юн(ый) корреспондент, спец(иальный) корреспондент, собственный) корреспондент, сель(ский) корреспондент.

171. Рассмотрите юмористические рисунки.

Как художник показал образование слова универмаг? А как образовано слово универсам?

При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся:

  1. части, состоящие из нескольких звуков: рыб(оводное) хоз(яйство) → рыбхоз;
  2. начальные буквы: М(осковский) Г(осударственный) У(ниверситет) → МГУ, произносится [эмгэу];
  3. начальные звуки: с(троителъное) м(онтажное) у (правление) → СМУ, произносится [ему].

Чтобы определить род сложносокращённого слова, образованного из названий начальных букв сокращённых слов, рассуждайте так: ОРТ подготовил., новую программу. Расшифруем слово ОРТ— Общественное российское телевидение. Телевидение — главное слово в словосочетании, оно среднего рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в среднем роде: ОРТ подготовило.

172. Правильно прочитайте сложносокращённые слова. Определите, как они образованы.

    ООН (Организация Объединённых Наций),
    ГАБТ (Государственный академический Большой театр),
    АЭС (атомная электростанция),
    ВВС (военно-воздушные силы),
    СМИ (средства массовой информации).

173. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение. Что обозначает каждое сложносокращённое слово? • Составьте распространённые предложения с любыми 2—3 словами.

МХАТ [мхат], ТЮЗ, завхоз, спецкор, ГЭС, вуз, универмаг, ГИБДД, Газпром, вторцветмет.

174. Спишите, употребляя глаголы в прошедшем времени; обозначьте их род.

1. ГАБТ (выехать) на гастроли за рубеж (театр). 2. ТЮЗ (показать) новый спектакль (театр). 3. ГЭС (начать) вырабатывать электрическую энергию (станция).

175. Спишите. Подчеркните сложные слова. Какие из них сложносокращённые? Что они обозначают? • Запишите, как образовано выделенное слово. • Постройте схему сложного предложения.

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков, «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко.

(К. Симонов.)

генерал
лейтенант
командир

176. Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Обозначьте части слов с пропусками букв. Что можно описать с помощью данных слов и словосочетаний?

Эстамп на стене, в кашпо* цветы резеды, отрывной к..лендарь, льняной скат..ртью, длинной б..хромой, в глинян..м гр..фине, пр..крыть с..лфеткой, к..рниз над окном, б..тарея центрального отопления, п..ркетный пол, деревянную кр..вать, вых..д на б.лкон, огр..дительная р..шётка, пр..красную кв..ртиру, аб..жур под потолком.

салфетка
бахрома
карниз
квартира

177. Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Что изображено на картине? Какое это время года? Как вы это определили? Что делает девочка? Как характеризует эта комната её хозяйку? Подумайте, в какой последовательности вы будете описывать картину. Составьте план своего сочинения. Используйте в описании картины, если понадобится, синонимы из рамок.

аккуратный
опрятный
чистоплотный
стройный
статный

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru