Русский язык
6 класс

Повторение изученного в V классе

1. Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография

  • На какие две группы делятся гласные?
  • На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?
  • Вспомните сильные и слабые позиции: а) гласных, б) согласных.
  • Какие вы знаете шипящие согласные?
  • Как на письме изображается звук [й]?
  • Когда вместо звонких согласных произносятся парные им глухие, а когда вместо глухих — парные им звонкие?

Порядок фонетического разбора слова

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.

Образец письменного разбора

ведёшь [в’ид’о́ш]
ве-дёшъ

[в’] — согл., зв., мягк.

[и] — гласи., безуд.

[д’] — согл., зв., мягк.

[о́] — гласн., удар.

[ш] — согл., глух., тв.

* * *

6 букв, 5 звуков

4. Сгруппируйте попарно слова, различающиеся: одним звуком, количеством звуков, последовательностью звуков. • Составьте с любыми двумя словами простые распространённые предложения.

Трап, плот, бирка, топор, док, торт, лимон, сор, драп, лиман, крот, луг, ток, ропот, оплот, кот, плуг, бурка, рос.

5. Запишите слова в алфавитном порядке, устраняя в них нарушения произносительных норм.

Скворе[ч]ник, яи[ч]ница, алфа́вит, санти́метр, муз[э]й.

6. Прочитайте выразительно. Выпишите: 1) слова с безударным е в корнях, 2) одно слово с оглушением звонкого согласного на конце слова. Выделенные слова разберите фонетически.

      На кровлях тихих дач и в поле на земле
      Чернеют птицы. В ясную погоду
      Мелькают стаями в осенней светлой мгле,
      Как лёгкий дым, плывут по небосводу.

      И роща бедная, умильно дорожа
      Цветными листьями на тонких чёрных прутьях,
      Не ропщет, не шумит и слушает, дрожа,
      Разгул ветров на перепутьях.

      (С. Маршак.)

    Когда употребляется разделительный ъ, а когда — ь?
    От каких условий зависит употребление и неупотребление буквы ь: 1) на конце слова, 2) между согласными внутри слова?

7. Распределите слова в две группы: в одну запишите с разделительным ъ, а в другую — с разделительным ь. Обозначьте в словах условия выбора букв разделительных ъ и ь. Дополните каждую группу 2—3 своими словами.

Сош..ём, с..естное, под..ём, бур..ян, выл..ешь, пред..юбилейный, необ..ятный, соб..ю, солов..и, объявление, раз..езд, в..ют.

8. В левый столбик выпишите слова с буквой ь на месте скобок, в правый — без буквы ь, обозначая условия употребления и неупотребления мягкого знака.

Вос(?)мой, вет(?)ви, гвоз(?)дик, прос(?)ба, сел(?)ский, январ(?)ский, молот(?)ба, воз(?)мёшь, октябр(?)ский, сер(?)га, тон(?)ше, июл(?)ский.

 

Рейтинг@Mail.ru