Русский язык
6 класс

18. Эмоционально окрашенные слова

    Слова в русском языке можно разделить на следующие две группы: одни из них только называют предметы, признаки, действия, количество, никак их не оценивая (лошадь, лгать, желать и т. д.), другие одновременно выражают отношение к ним людей: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить ее нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).

    Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. д., называют эмоционально окрашенными. Эмоциональная окраска может быть отрицательной (неодобрительной) и положительной (одобрительной). Она отражается в толковых словарях специальными пометами: прост, (просторечие), высок, (торжественное, высокое), ирон. (ироническое), бран. (бранное) и др. Например:

      лузгать (прост.) - грызть семечки
      вонять (груб.) — дурно пахнуть
      водрузить (высок.) — водрузить знамя победы
      дерзание (высок.) — смелое стремление к чему-нибудь благородному, высокому

81. Выпишите эмоционально окрашенные слова. При затруднении обращайтесь к словарю.

Песочек, завет, здоровущий, губитель, мешанина, крохотулька, вещий, грядущий, вдохновить, глупыш, испепелить (взглядом), пособничать.

82. Прочитайте стихотворение. Какие омонимы обыгрываются в этом стихотворении? Какие эмоциональные слова, кроме омонимов, создают особую выразительность стихотворения? Выпишите слова с пропущенными буквами.

Птичий клин

        Когда на мартовских полях
        лежала толщ., белая,
        с..дел я с книгой, на полях
        свои пометки делая,
        и в миг, когда моё перо
        к..салось граф тетрадочных,
        вдруг журавлиное перо
        с небес упало радужных.
        А в обл..ках летел журавль,
        и не один, а стаями,
        крича скр..пуче, как журавль,
        в колодец опускаемый.
        На север мчался птичий клин
        и ставил птички в графике,
        обыкновенный город Клин
        предпочитая Африке.
        Журавль был южный,
        но зато он в гости к нам пожаловал!
        Благодарю его за то,
        что мне перо пожаловал.

(С. Кирсанов.)

83. Вы помните, что А. П. Чехов включает в письмо девятилетнего Ваньки Жукова, отданного в учение сапожнику Аляхину, ряд грубых, просторечных слов (то есть таких слов, которые находятся за пределами литературного языка)? Найдите их во фрагментах письма Ваньки. О чём говорят нам эти слова в письме?

...А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за во-лосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

• Сделайте вывод об употреблении эмоционально окрашенных слов в художественной литературе. Можно ли безоговорочно во всех случаях жизни оправдывать их употребление?

 

Рейтинг@Mail.ru