Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

95. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

  • Что изучается в словообразовании?
  • Какие морфемы выделяются в слове?
  • От чего и с помощью чего образуются новые слова?
  • Назовите основные способы образования слов. Какие из них чаще всего используются при образовании существительных? прилагательных? глаголов?

552. Подберите к выделенным словам отдельно: 1) формы слова (выделите в них окончания); 2) однокоренные слова (выделите в них приставки и суффиксы, если они есть).

Образец:

Прадеды

      Кем был твой прадед на Руси —
      Свою фамилию3 спроси.
      Есть в каждом классе
      Кузнецов.
      Кто прадед Кузнецова?4
      Он был из рода кузнецов,
      Отец отца отцова.
      У Гончарова прадед знал
      Гончарный круг и глину,
      У Дегтярёва дёготь гнал,
      В дегтярне горбил спину,
      Быть может, юный Столяров
      И с долотом не сладит,
      А прадед был из мастеров,
      Он столяро́м был, прадед.
      С пилою Пильщиков дружил,
      Мял Кожемякин кожи.
      В атаки Воинов ходил.
      Стрельцов сражался тоже...
      Звучат, как музыка, как стих,
      Фамилии простые.
      Вглядись — и ты увидишь в них
      Историю России3.

(Г. Граубин.)

553. Вдумайтесь в смысл слов, высеченных на Мамаевом кургане. Напишите, почему фашистов охватывал страх у стен Сталинграда. Спишите, обозначьте состав прилагательных, образованных от существительных. • Какое слово употреблено в переносном значении в первом предложении?

Железный ветер бил в лицо, а они всё шли вп..рёд.4 И снова чу(?)ство суеверного страха охват..вало противника. Люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, мы были простыми смертными, и мало кто уц..лел из нас. Но все мы вып..лнили свой п..триотический долг перед св..щенной матерью3-Родиной.

554. Спишите. Как образованы выделенные слова?

Человек, впервые попавший на Сахалин или Курилы, не перестаёт уд..вляться сказочной красоте дальневосточной пр..роды. В р..стительном мире здесь царит такой удивительный беспорядок, что порой (не)знаешь, где ты наход..шься — в знойных ли субтропиках или в суровой сибирской тайге, в лесах Подмосковья или на берегу Ледовитого океана. Огромные зар..сли бамбука здесь соседствуют с пихтами и елями, южная магнолия уживае(т, ть)ся с северной каме(н, нн)ой берёзой, сочные альпийские луга — с зар..слями берёз и клёнов, перевитых лианами и дик..м виноградом.

(А. Попов.)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru