Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Глагол. Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
  2. В чём особенность спряжения глаголов дать, есть? Можно ли их отнести к разноспрягаемым? Почему?
  3. Приведите по 2—3 примера переходных и непереходных глаголов.
  4. Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы с глаголами?
  5. Что надо знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов?
  1. В каких формах употребляются глаголы в повелительном наклонении? Какие ещё формы глагола могут использоваться для выражения побуждения к действию? Приведите несколько примеров.
  2. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -итe, а в каком — на -ите и -ете? Почему?
  3. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
  4. Когда пишутся буквы о — е и ы — и в суффиксах -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)?

527. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Глагол».

528. Прочитайте § 80—88. Составьте сложный план сообщения о глаголе как части речи. Расскажите о глаголе по этому плану, приводя свои примеры.

529. Выпишите глаголы с не по группам: 1) личные глаголы, 2) безличные глаголы. Определите их наклонение.

1. На печи (не)храбрись, а в поле (не)трусь. 2. (Не)суйся в воду, не зная броду. 3. Сегодня (не)тает, а завтра кто знает. 4. Видит око, да зуб (не)ймёт. 5. За кем3 нет погони, тот3 и (не)бежит. 6. Хочется есть, да (не)хочется с печи лезть1.

(Пословицы.)

530. Спишите, подчеркните непереходные глаголы. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. • С помощью каких одно-коренных членов раскрывается основная мысль фрагмента поэмы — «Люблю тебя, Петра творенье»?

Отечество моё Россия

      Люблю тебя, Петра творенье,
      Люблю3 твой строгий, стройный вид,
      Невы д..ржавное т..ченье,
      Береговой её гр..нит,
      Твоих оград узор чугу(н, нн)ый,
      Твоих задумчивых ночей
      Прозрач(?)ный сумрак, блеск безлу(н, нн)ый,
      Когда я в комнат., моей
      Пишу, читаю без лампады,
      И ясны1 спящие гр..мады
      Пусты(н, нн)ых улиц, и св..тла
      Адмиралтейская игла.
      И, не пуская тьму ноч(?)ную
      На золотые н..беса,
      Одна з..ря см..нить другую
      Сп..шит, дав ноч.. (пол)часа.

(А. Пушкин.)

531. Выпишите сначала глаголы в неопределённой форме, затем во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения и, наконец, во 2-м лице повелительного наклонения.

Прижеч(?), загораеш(?), ключ(?), прикоснёш(?)ся2, обеспеч(?)те, привлеч(?), умнож(?), испеч(?), стрич(?)ся, приезжаеш(?), шепчеш(?)ся, рассердиш(?)ся, грач(?), береч(?)ся, товарищ(?), замаж(?), обжеч(?)ся, не тревож(?)тесь, расчищаеш(?), плющ(?), спряч(?)тесь.

532. Вспомните виды орфограмм, изученные в теме «Глагол», и запишите по 3—4 слова с этими орфограммами, обозначая условия их выбора. В случае затруднений обращайтесь к списку изученных орфограмм на форзацах учебника.

533. Заполните таблицу «Е и и в окончаниях слов» примерами. Устно укажите, от каких условий зависит выбор буквы е или и.

534. Составьте таблицу «Буквы о, е и ё в окончаниях слов после шипящих». В графах по горизонтали поместите буквы, а по вертикали слева — части речи. В каких видах орфограмм встречаются эти написания?

535. Диктант. Обозначьте спряжение глаголов. Какой из выделенных глаголов переходный, а какой — непереходный?

      Что люб..тся, чем дыш..тся,
      Душа чем ваша полн..тся,
      То в голосе услыш..тся,
      То в песенке припомн..тся.
      А мы споём о родине,
      С которой столько связано,
      С которой столько пройдено
      Хорошего и разного!
      Тяжёлое забуд..тся,
      Хорошее остан..тся.
      Что с родиною сбуд..тся,
      То и с народом стан..тся.

(И. Уткин.)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru