Русский язык
10-11 классы

Контрольно-обобщающие упражнения

503. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно), какие орфографические и пунктуационные правила вы использовали, переписывая текст. Составьте план текста.

Я (н..)б..русь опис..вать сп..ктакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н..)передаёт(?)ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутре..его чувства. (При)этом ож..вают и мёртвые предметы на сцен., и звуки и декорации и образы создаваемые артистами и самое настроение пьесы и всего сп..ктакля. Всё дело здесь в творческой интуиц.. и артистическом чу(?)ств...

Линия интуиц.. и чу(?)ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутре..ей сущност.. его произведений (н..)обходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно того(же) требует всякое художестве..ое произведение с глубок., духовн.. содержанием. Но к Чехову это относит(?)ся в наибольшей мер., так как других путей к нему (н..Существует. Все театры России и многие Европы пытались передать Чехова старыми приёмами игры. И что(же)? Их попытки оказались (н..)удачными. Назовите хоть один театр или единичный спектакль который показал(бы) Чехова на сцен., с помощью обычной театральност.. . А ведь за его пьесы брались (н..)кто(нибудь) а лучшие артисты мира которым нельзя отказать (н..) в талант., (н..) в техник.. (н..) в опыт.. . И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое(что) из того что дал нам Чехов и (при)том в то время когда артисты театра и труппа находились в стад.. формац.. . Это случилось благодаря тому что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особе..ый. И эта его особе..ость являет(?)ся нашим главн.. вкладом в драматическое иску..тво. (К. Станиславский)

504. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащил туда новую ц..новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием ра..тянулся на ней. Закрыть глаза ут..млённые солнечным светом было очень пр..ятно. Пришлось однако полуоткрыть их чтобы ра..тегнуть шт..блеты ра..пустить пояс и пол..жить что(нибудь) под голову. Я увид..л что туземцы стали полукругом в некотором отд..лении от меня вероятно уд..вляясь и делая предположения о том что будет дальше.

Одна из фигур которую я вид..л перед тем как снова закрыл глаза оказалась тем самым туземц..м который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои башмаки.

Я пр.. помнил всё происшедшее и подумал что всё это могло(бы) кончит(?)ся очень серьёзно у меня промелькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впереди. Проснулся чувствуя себя очень осв..жённым. Судя по положению солнца должен был быть по крайней мере третий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв глаза я увид..л несколько туземц..в сидящих вокруг ц..новки шагах в двух от меня они разговаривали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо. (Н. Миклухо-Маклай)

505. Спишите, расставляя знаки препинания. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

I. Море см., я лось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ослепительно ярко отр..жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря..ых улыбок. В глубок., пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн взбегавших одна за другою на пологий берег песча..ой косы. Этот звук и блеск солнца тысячекратно отражённого рябью моря гармонично сл..вались в непрерывное движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что св..тило море тем что отражало его л..кующий свет.

II. В песок косы усея..ой рыб..й чешуёй были воткнуты деревя..ые копья на них в..сели невода бросая от себя п..утину теней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке волны взбегая на берег точно м..нили их к себе. Б..гры вёсла корзины и бочки бе..порядочно в..лялись на косе среди них возвышался шалаш собра..ый из прутьев ивы лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палк.. торчали подошвами в небо вал..ные сапоги. И над всем эт..м хаосом возвышался дли..ый шест с красной тряпкой на конце трепетавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев караульщик на косе. (М. Горький)

506. Спишите, расставляя знаки препинания.

В п. .лате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказ..вать что пишут (за)границей и в Росси., и какое замечается теперь направление мысли. Читая и (по)том ложась спать он всё время думал об Иван.. Дмитрич.. а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера познекомился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможност.. .

Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхв..тив голову руками и поджав ноги. Лица его не было видно.

Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спите (Во)первых я вам (не)друг проговорил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопоч..те не добьётесь от меня (н..)одного слова.

Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед..вали так мирно но вдруг вы почему(то) обид..лись... Вероятно я выр..зился как(н..будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с вашими убеждениями...

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..подн..маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили. (По А. Чехову)

507. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно) их употребление. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.

Ты совершенно прав любя старые здания старые вещи — всё то что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Всё это не только вошло в сознание человека но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы вещи материальны а они стали частью нашей духовной культуры слились с нашим внутренним миром который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души» или «мне это нужно для души» или «сделано с душой». Вот так! Всё что сделано с душой идёт от души нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружён этой духовной культурой погружён в неё тем он счастливее тем ему интереснее жить жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе к учению к товарищам и знакомым к музыке к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» — жизнь механизма ничего не чувствующего неспособного любить жертвовать собой иметь нравственные и эстетические идеалы.

Давайте будем людьми счастливыми то есть имеющими привязанности любящими глубоко и серьёзно что-то значительное умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого — несчастные живущие скучной жизнью растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких низменных «скоропортящихся» наслаждениях. (Д. Лихачёв)

508. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Какого человека, по вашему мнению, можно назвать счастливым?».

509. Прочитайте стихотворения. Какой общей темой они связа ны? Какие выразительные средства языка используют поэты раскрывая эту тему?

Слово

        Молчат гробницы, мумии и кости, —
        Лишь слову жизнь дана:
        Из древней тьмы, на мировом погосте,
        Звучат лишь Письмена.

        И нет у нас иного достоянья!
        Умейте же беречь,
        Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
        Наш дар бесценный — речь.

        (И. Бунин)

        Ржавеет золото, и истлевает сталь,
        Крошится мрамор. К смерти всё готово.
        Всего прочнее на земле — печаль
        И долговечней царственное слово.

        (А. Ахматова)

Рейтинг@Mail.ru