Русский язык
10-11 классы

§ 63. Правописание частицы ни

Частица ни усилительная. Она прежде всего употребляется для усиления имеющегося в предложении отрицания: Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами. (П.)

Иногда слово с отрицанием может только подразумеваться: На высоком голубом небе ни облачка. (Стан.)

Примечание. От указанных предложений надо отличать предложения с двойным отрицанием — в первой и во второй частях составного сказуемого, например: 1) Не мог не знать (т. е. должен знать). 2) Нельзя не сознаться (т. е. надо сознаться). В этих случаях предложение получает утвердительный смысл.

Часто частица ни входит в состав повторяющегося соединительного союза ни...ни, например: Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (П.)

Союз ни—ни может быть или заменён союзом и, или вообще опущен, причём основной смысл предложения не изменится (Казак... не хочет отдохнуть и в чистом поле, и в дубраве, и при опасной переправе или: Казак... не хочет отдохнуть в чистом поле, в дубраве, при опасной переправе).Частица не не допускает такой замены, она не может быть и опущена, так как тогда предложение будет иметь противоположный смысл (Казак хочет отдохнуть).

Примечания:

  1. Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни свет ни заря и др.
  2. Следует различать написание сочетаний: не один (а много, несколько) и ни один (никто), не раз (а много раз) и ни разу (никогда, совсем), например: 1) В лесу я был не один (а было несколько, много человек). Ни один из экскурсантов не опоздал к поезду (никто не опоздал). 2) Мы не раз были в Крыму (а были много раз). Мы ни разу не были в Крыму (совсем, никогда не были).

Частица ни также употребляется при союзных словах, связывающих придаточные предложения с главными; при этом придаточные предложения имеют обобщающий характер, усиливают утверждение, например: 1) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы... (П.); 2) Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч... (П.) (Куда (бы) ни = в любую сторону, где ни = всюду.)

Во всех указанных выше случаях ни пишется со словами раздельно.

От рассмотренных предложений с частицей ни следует отличать:

а) придаточные времени с союзами пока, покамест и частицей не: 1) Куй железо, пока не остыло. (Даль); 2) Работай, покамест не позовут;

б) сложноподчинённые предложения, в которых главные и придаточные являются отрицательными, например: Нет таких дел, которые не одолел бы человек. (Посл.) Ср.: Всякое дело он одолевал, за какое бы ни брался;

в) восклицательные и вопросительные предложения с частицей не (часто со словом только): 1) Где он не бывал!; 2) Какие только мысли не приходили в голову! (Нов.-Пр.); 3) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (П.)

370. Прочитайте примеры и проанализируйте употребление частицы ни. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова и где в них стоит ударение. Объясните написание не и ни.

1) Он [экипаж] не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощёкий арбуз, поставленный на колёса. (Г.) 2) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Г.) 3) Как ни придумывал Манилов, как ему быть и что ему делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струёю. (Г.) 4) Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Поел.) 5) Согнало снег, а зелени ни травки, ни листа. (Н.) 6) Газет он [Иудушка] не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог. (С.-Щ.) 7) Силы коняге набраться неоткуда. (С.-Щ.) 8) Сколько я ни старался различать вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. (Л.) 9) «Куда ты ведёшь нас?.. Не видно ни зги!» — Сусанину с сердцем вскричали враги. (Р.) 10) Лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну. (Л.)

371. Спишите. Объясните (устно) написание не или ни.

I. 1) Она была далеко (н..)красавица, но я имею свои предубеждения также и насчёт красоты. (Л.) 2) (Н..)вежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. (Кр.) 3) Ты жадно слушаешь и песни старины, и рыцарских времён волшебные преданья — насмешливых льстецов (н..)сбыточные сны. (Л.) 4) Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается (н..)мост, а река. (Ч.) 5) (Н..)сам ли славу ты в удел себе избрал? (Кр.) 6) Чуть (н..)всякий день шли дожди, сопровождаемые молнией и такими громовыми ударами, что весь дом дрожал. (Акс.) 7) Как бы (н..)был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий. (Ес.) 8) Это (н..)спеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом. (Ч.) 9) Девушка эта на вид была (н..)хороша, (н..)дурна и (н..казалась (н..)умною, (н..)глупою. (Леек.) 10) Я вспомнил прежние (н..)счастья, но (н..)найду в душе моей (н..)честолюбья, (н..)участья, (н..)слёз, (н-.)пламенных страстей. (Л.) 11) (Н..)красавицу мою я (н..)видел (н..)где, (н..)того мужчину. (Т.)

II. 1) Видя, что (н..)настье принимает затяжной характер, я решил идти дальше, (н..)взирая на (н..)погоду. (Арс.) 2) Как я (н..)напрягал своё зрение, а рассмотреть его (н..)как (н..)мог. (Т.) 3) В тяжёлом строю пшеница слушает звон тишины. (Н..)ветер, (н..)град, (н..)птица колосьям таким (н..)страшны. (Щип.) 4) На небе (н..)было (н..)одного облачка, но в воздухе чувствовался избыток влаги. (Арс.) 5) Они спорили о чём(то) очень сложном и важном, пр..чём (н..)один из них (н..)мог победить другого. (Булг.) 6) Куда (н..)взглянешь, всюду холмы и всюду одна и та же растительность. За весь день мы (н..)видели (н..)одного животного, хотя козьих и оленьих следов попадалось много. (Арс.) 7) Как бы (н..)был мал дождь, он всегда вымочит до последней нитки. (Арс.) 8) Они (н..)в чём н.. сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и (нескончаем. (Булг.) 9) До берега слишком далеко: (н..)один пловец не мог бы его достигнуть. (Нов.-Пр.) 10) (Н..)один Печорин любовался хорошенькой княжной. (Л.) 11) Все эти дни я (н..)разу не отступил от своей системы. (Л.)

372. Спишите. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Объясните написание не или ни.

1) Куда (н..)погляди, везде молодые лица. (Кетл.) 2) Каких предметов и каких курсов он (н..)слушал! (Г.) 3) Как бы то (н..)было, мои предчувствия оказались справедливыми. (Т.) 4) Как (н..)добивались от него друзья, в чём дело, так и (н..)узнали. (Кетл.) 5) Сколько бы там (н..)осталось мне по белому свету ходить, принимаю и грусть и усталость... (Сок.) 6) И чего (н..)случалось с нашими странниками! (Гонч.) 7) Боцманы (н..)могли (н..)дружить со мной. (Нов.-Пр.) 8) Спишь до тех пор, пока (н..)разбудят. (Л. Т.) 9) Он считался едва ли (н..)первым кавалеристом. (Т. С.) 10) Чуть ли (н..) вы сами мне об этом рассказывали. (Т. С.) 11) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение. (Перв.) 12) Где я только (н..)бродил, нигде их [оленей] (н..)было. (Пришв.) 13) Наш брат, охотник, куда (н..)заходит! (Т.) 14) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы. (Н. Ник.) 15) Всюду, куда бы он (н..)приехал, его уже ждали. (Горб.) 16) Альпинисты поднялись на горную вершину, куда (н..)ступала ещё нога человека. 17) Где такая крепость, куда бы пули (н..)залетали? (П.) 18) Я (н..)мог несколько раз (н..)улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (П.)

373. Спишите, составьте схемы выделенных предложений.

Акакий Акакиевич Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого (н..)кто (н..)мог припомнить. Сколько (н..)переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том(же) месте, в том(же) положении, в той(же) самой должности, тем(же) чиновником для письма... В департаменте (н..Сказывалось к нему (н..)какого уважения. Сторожа (н..)только (н..)вставали с мест, когда он проходил, но даже (н..)глядели на него, как будто(бы) через приёмную пролетала простая муха. Начальники поступали с ним как(то) холодно-деспотически. Какой(ни-будь) помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, (н..)сказав даже: «Перепишите», или: «Вот интересное, хорошенькое дельце», или что(нибудь) приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, (н..)глядя на того, кто ему подложил и имел (ли) на то право. Он брал и тут же пристраивался писать её. Молодые чиновники посмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но (н..)одного слова (н..)отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто(бы) (н..)кого и (н..)было перед ним; это (н.^имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он (н..)делал (н..)одной ошибки в письме. Только если уж слишком была (н..)выносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» (Н. Гоголь)

374. Спишите. Составьте план текста, а затем схему выделенного сложного предложения.

Писарев о романе «Отцы и дети»

I. Новый роман Тургенева даёт нам всё, чем мы привыкли наел..ждаться в его произведениях. Художестве..ая отделка (без)укоризне..о хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисова..ы так наглядно и в то(же) время так мягко, что самый отчая..ый отрицатель иску..тва почу(?)ствует при чтении романа какое(то) (н..)понятное наслаждение, которого (н..)объяснишь (н..)зан..мательно-стью рассказываемых событий, (н..)пор..зительной верностью основной идеи. Дело в том, что события вовсе (незанимательны, а идея вовсе (н..)пор..зительно верна. В романе нет (н..)завязки, (н..)развязки, (н.Острого обдума..ого плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, а главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведе..ым явлениям жизни. А явления эти очень близки нам, так близки, что всё наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа.

II. Я этим (н..)хочу сказать, что(бы) в романе Тургенева идеи и стремления молодого поколения отр..зились так, как пон..мает их само молодое поколение; к этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти (н..)когда (н..)сходятся между собою в убеждениях и с..мпатиях. Но если вы подойдёте к зеркалу, которое, отр..жая предметы, изменяет (н..)много их цвета, то вы узнаете свою физиономию, (н..)смотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нём типы настоящей минуты и в то(же) время отдаём себе отчёт в тех изменениях, которые и..пытали явления действительности, проходя через сознание художника.

Роман Тургенева, кроме своей художестве..ой красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе (н..)разрешает (н..)какого вопроса и даже осв..щает ярким светом (н..)столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям. Наводит он на размышления именно (по)тому, что весь (на)сквозь проникнут самой полной, самой трогательной искре..остью. Всё, что написано в последн.. романе Тургенева, прочувствовало до последней строчки.

375. Спишите, вставляя пропущенные буквы. С выделенными словами составьте словосочетания.

Пр. .зидиум, пр..вилегия, интелл..генция, белл..тристика, с..нтиментализм, р..мантизм, р..ализм, опт..мизм, песс..мизм, пь..са-ап..феоз, д..фирамб, персп..ктива, пр..оритет, изв..яние, автоб..ография, экзам..натор, электр..фицировать, незыбл..мый.

376. Спишите. Объясните (устно), почему вами выбрано то или иное написание.

I. Исти..ый любитель северной природы (на)всегда сохранит (не)изгладимые впеч..тления от дремучей реки Чуны. Правда, (не)увид..т он тут реж..щих глаз красок, но (на)долго запомнится ему (не)уловимые для (не)опытного глаза тона осеннего пейзажа. Какие только картины (н..)наблюдаешь здесь! Берега Чуны поражают многообразием растительности и богатством животного мира.

(Н..)раз натолкнёш(?)ся в пути на повале..ые деревья: это поработал (н..)кто иной, как бобр — диковинный зверь, (не)давний поселенец этих мест. Частенько встретиш(?) здесь красавца лося, на глазах изумлё..ого путеш..ственни-ка переплывающего реку. Вылезши на берег и отр..хнувшись, спокойно смотрит на вас (не)пуга..ый зверь. (По)настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края: забыв о ружье, броше..ом в лодке, (не)устаёт он любоват(?)ся раскрывшемся перед ним миром.

II. (Н..)чем (не)нарушаемой тишиной, (не)тронутостью природы пр.. влекла меня Чуна, и отчётливо возн..кают в памят.. проведё..ые там дни. Я помню наш маленький домик, ноч..вки у костра, отразившиеся в воде маковки деревьев и похожий на ш..пот ш..рох их вершин. Потрескивает огонь в очаге, сложе..ом из камней, и (н..)что так (н..)приятно, как уха, слегка пахн..щая дымком. (По И. Соколову-Микитову)

377. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Поз(?)няя лирика Ахматовой заст..вляет вспомнить русских авторов XIX века — с их беспощадностью взгляда на мир суровой правдой чу(?)ства когда жизни людям самому себе с последней пр..мотой произносит(?)ся строгий пр..говор. (Не, ни)чем (не)отвл..каемый интерес к человеку вот главное. Нет (не, ни)каких э..ектов и укр..шений (не, ни)какого ж..лания поддакивать читателю есть (не)пр..нуждё..ость и выноше..ость высказывания.

Естестве..ое звучание голоса достигнуто ценою большой (не)вид..мой читателю постоя..ой работы. Следов усилий (не, ни)кто (не)пр..метит. Тайна ремесла остаёт(?)ся (не) разгада..ой. (По Л. Озерову)

Рейтинг@Mail.ru