Учебник для 10-11 классов

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 51. Образование причастий

Действительные причастия

Страдательные причастия

Глаголы

Коли-
чество
форм

настоящего времени (от основы настоящего времени)

прошедшего времени (от основы прошедшего времени)

настоящего времени (от основы настоящего времени)

прошедшего времени (от основы прошедшего времени)

Переходные глаголы несовершенного вида решать

3,
реже 4

реша-ющ-ий

реша-вш-ий

реша-ем-ый

Нет

хранить

хран-ящ-ий

храни-вш-ий

хран-им-ый

Нет

нести

нес-ущ-ий

нёс-ш-ий

нес-ом-ый

Нет

колоть

кол-ющ-ий

коло-вш-ий

Нет

коло-т-ый

читать

чита-ющ-ий

чита-вш-ий

чита-ем-ый

чита-нн-ый

Переходные глаголы совершенного вида решить

2

Нет

реши-вш-ий

Нет

реш-ённ-ый

расколоть

Нет

расколо-вш-ий

Нет

расколо-т-ый

Непереходные глаголы несовершенного вида решаться

2

реша-ющ-ийся

реша-вш-ийся

Нет

Нет

сидеть

сид-ящ-ий

сиде-вш-ий

Нет

Нет

дремать

дремл-ющ-ий

дрема-вш-ий

Нет

Нет

Непереходные глаголы совершенного вида решиться

1

Нет

реши-вш-ийся

Нет

Нет

расколоться

Нет

расколо-вш-ийся

Нет

Нет

задремать

Нет

задрема-вш-ий

Нет

Нет

Примечание. У некоторых глаголов на -сти действительные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего (будущего) времени, например: вести — ведут, ведший; зацвести — зацветут, зацветший.

302. От данных глаголов образуйте и запишите возможные формы причастий.

Желать, бросать, бросить, рисовать, нарисовать, победить, увязать, строить, построить, бороться, толкнуть, мыть, видеть.

303. Спишите, согласуя причастия с нужными по смыслу существительными. Окончания причастий проверяйте подстановкой вопросов.

Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем; беседовать о (строящийся) в городе стадионе; пробираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу; думать о (разыгравшийся) на дворе метели; рассказывать о (промчавшийся) над городом урагане; разговаривать с (возвратившийся) из похода туристом; наблюдать за (взбирающийся) на вершину горы альпинистами; обрадоваться (вернувшийся) из командировки брату.

304. Спишите, согласуя причастия с определяемыми существительными. Сделайте морфологический разбор выделенных причастий.

I. 1) Кружа над головой (мерцающий, взвизгивающий) шашку, Прокофий сбежал с крыльца. (Шол.) 2) Суженными глазами он [Телегин] глядел на воду, (вогнутый, пенящийся) дорогой (выбегавший) из-под парохода. (А. Н. Т.) 3) Нет доверия более простого и (обогащающий), чем доверие к поэзии. (Берг.) 4) Много раз обманывались мы, стараясь разглядеть на (приближавшийся) берегу признаки человеческой жизни. (С.-М.) 5) Наконец самый зоркий из нас увидел (терявшийся) на фоне каменного берега тоненькую стрелочку радиомачты. (С.-М.) 6) Расцвеченный по-праздничному пёстрыми флагами, (надувавшийся) на ходу, ледокол входил в бухту. (С.-М.)

II. 1) Узкая, длинная коса походила на огромную башню, (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его ровным тяжёлым пологом, (опустившийся) над водой. 3) Пустынное море смеялось, играя (отражённый) солнцем. 4) Маленькие игривые волны, (рождаемый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. 5) Тишина в степи содрогается от глухого грохота по езда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой. 6) В шорохе, (окружавший) нас, я услышал голос с берега.

(Из произведений М. Горького)

305. Спишите, согласуя причастия с существительными.

1) Каменщики, ... дом, работают быстро и уверенно. — Вновь ... здания красивы и удобны (строящий, строящийся). 2) Несколько классов были переведены во вновь ... школу. — Мы поблагодарили женщину, ... нам дверь (открывший, открывшийся). 3) Мать беседовала с ... её ребёнка врачом. — Доктор подробно рассказал о ... у него больном (лечивший, лечившийся). 4) Пассажиры спешили на ... поезд. — Дежурный по станции, ... поезд, дал сигнал (отправляющий, отправляющийся). 5) Девочка, ... ребёнка, чуть не перевернула санки. — Ребёнок, ... в санках, весело смеялся (катавший, катавшийся). 6) Публика спешила на ... легкоатлетические соревнования. — Спортсмены, ... соревнование, готовились к старту (открывающий, открывающийся). 7) Путешественники с тревогой следили за ... дождём. — Северный ветер, ... мороз, постепенно стих (усиливавший, усиливавшийся).

306. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения. Чем они выражены? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; объясните их употребление. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

1) Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов. 2) По осыпанным известью доскам лесов обнявших красную громаду строившегося дома бойко ползают фигурки каменщиков. 3) Его [Челкаша] кипучая нервная натура жадная на впечатления никогда (не) пресыщалась созерцанием этой тёмной широты бескрайной свободной и мощной. 4) Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням... Его бурые усы густые и длинные то и дело вздрагивали. 5) Уставший от волнения я крепко заснул на полатях. 6) Тучи походили на волны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны и на зарождавшиеся валы ещё (не) покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева.

(Из произведений М. Горького)

307. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте морфемный состав выделенных слов.

1) В Мещёрском крае можно увид..ть сосновые боры где так торжеств..но и тихо что бубе..чик заблудившейся коровы слыш..н очень далеко почти за километр. (Пауст.) 2) Егорушк.. нехотя глядел вперёд на лилов..ю даль и ему начинало казат(?)ся что мельница машущая крыльями пр..ближает(?)ся. (Ч.)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru