Учебник для 10-11 классов

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 50. Правописание глаголов

1. Ударные личные окончания пишутся в соответствии с произношением, например: 1) везёшь, везут; поёт, поют; бережёт; печём (I спряжение); 2) летит, летят; молчит, молчат (II спряжение).

Написание глаголов с безударными личными окончаниями определяется по спряжению.

Ко II спряжению относятся:

а) глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить (строить, строиться, носить, носиться)-,

б) 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, а также производные от них (выгнать, задержаться, увидеться и т. п.).

Остальные глаголы с безударными окончаниями — I спряжения, например: колоть — колют, бороться — борются, рыть — роют, веять — веют и т. д.

Исключения: глаголы брить и зиждиться относятся к I спряжению бреешь, бреют; зиждется, зиждутся.

Примечания: 1. О том, как писать окончания глаголов с приставкой вы-, надо судить по бесприставочному глаголу, например: выспишься — спишь, выльешь — льёшь и т. п.

2. Наряду с формой стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.). Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. от формы I спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь, постелешься), стелет (постелет, расстелет, постелется), стелют (постелют, расстелют, постелются).

2. Буква ь пишется:

а) в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, например: Товарищ хочет (что делать?) учиться (сравните: Товарищ (что делает?) учится в институте). Ему надо (что сделать?) заняться математикой (ср.: Он (что сделает?) займётся математикой);

б) в окончаниях 2-го лица единственного числа, например: учишь, учишься;

в) в повелительном наклонении после согласных, например: брось, бросься, бросьте, бросьтесь; отрежь, отрежьте. (Форма повелительного наклонения от глагола лечь — ляг, лягте.)

3. Следует различать формы 2-го лица множественного числа глаголов I спряжения изъявительного и повелительного наклонений: в изъявительном наклонении пишется -ете, в повелительном - -ите, например: 1) Когда выйдете на дежурство, проверьте журнал посещаемости (выйдете — изъявительное наклонение). — Выйдите завтра на дежурство (выйдите — повелительное наклонение).

Примечание. В глаголах II спряжения во 2-м лице множественного числа пишется -ите и в повелительном, и в изъявительном наклонении, например: Посмотрите новый кинофильм. — Когда вы его посмотрите?

4. В основах глаголов прошедшего времени перед суффиксом пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме, например: слышал (слышать), видел (видеть), клеил (клеить), сеял (сеять).

5. В неопределённой форме и форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова- (ева), если глагол в 1-м лице настоящего вдемени оканчивается на -ую - -юю, например: проповедовать (проповедую), беседовать (беседую), ночевать (ночую), горевать (горюю). Если же в форме 1-го лица единственного числа глагол оканчивается на -ываю - -иваю, то в неопределённой форме и форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ыва- - -ива-, например: докладывать (докладываю), учитывать (учитываю), рассматривать (рассматриваю), настаивать (настаиваю).

Примечание. Глаголы с суффиксами -ова- - -ева-, -ыва- - -ива- надо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, например: запевать, наливать, подавать. Перед суффиксом -ва- пишется та гласная, которая есть в корне глагола (т. е. без суффикса -ва-): запеть, налить, подать. Но: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевать (хотя разинуть).

279. Спишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение, обозначьте личные окончания.

Бросать — броса[ют] (несов. в., I спр.) — бросить — брос[ят] (сов. в., II спр.), обидеть, обижать, утешиться, утешаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать, встретить, встречать, лаять, расклеить, просеять, молоть, стлаться, расстилаться.

280. Выпишите глаголы с пропущенными буквами, объясняя графически выбор окончания.

Образец: стро[ят] (II спр.).

I. 1) Блёкн..т травы. Дремл..т хаты. 2) В лицо мне дыш..т свежая трава. 3) А во ржи дорога стел..тся. 4) И, глубокие, бездонные, так и пыш..т синевой небеса разоблачённые над моею головой. 5) Понапрасну травушка измята в том саду, где зре..т виноград. 6) С молодыми гармонистами соловьи завод..т спор. 7) И ласточки крыльями маш..т, и топ..тся чья-нибудь печь. 8) Он стоит и каждый кустик слыш..т, каждый камень вид..т впереди... Ничего особого не пиш..т, только пиш..т: «Люба, подожди».

(М. Исаковский)

II. 1) Ночь стел..т тень и влажный берег студ..т, ночь тян..т вдаль свой невод золотой — и скоро блеск по-меркн..т и убуд..т. 2) На Альпы к сумеркам нисход..т облака. 3) Целый день печ..т дорожки солнце. 4) Ветер вдаль меня влеч..т, звонко песнь мою разнос..т. 5) За дверью у соседа стуч..т часы и кап..т с окон лёд. 6) Проход..т облака всё выше и нежней, а ветер суш..т сад и мягко в окна ве..т. 7) Скоро гром смелее грян..т, жутким блеском даль заж..тся.

(И. Бунин)

281. Спишите. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме повелительного наклонения. Объясните употребление буквы ь.

1) Туман начинает клубит(?)ся над рекой. (Пауст.) 2) Городок начал ей даже нравит(?)ся. (Пауст.) 3) Не старе..т твоя красота, разг..рает(?)ся только сильней. (Твард.) 4) Ты идёш(?) по земле молодой — зелене..т трава за тобой. (Твард.) 5) Нет! Где дело идёт о народе, там я первый увлеч(?)ся готов. (Н.) 6) Довольно бар вы тешили, (потешить) мужиков. (Н.) 7) Помалкивайте, (кланяться), да не (перечить) хворому, мы вас возн..градим. (Н.) 8) И скажу я без утайки, приведись мне там и..ти, я хотел бы к той хозяйке постучат(?)ся на пути, попросить воды напит(?)ся... (Твард.)

282. Замените описательные обороты речи синонимическими глаголами в повелительном наклонении (обязательно с ь).

1) Сделайте приготовление к производству опытов. — Приготовьтесь к производству опытов. 2) Немедленно наведите справку о времени отхода поезда. 3) Определите массу этого минерала. 4) Зря не заводите споров. 5) Снимите пальто.

283. Составьте с каждым данным глаголом по два предложения: в первом он должен входить в составное глагольное сказуемое (в неопределённой форме), во втором — употребляться как простое глагольное сказуемое (в форме 3-го лица настоящего или будущего простого времени). Запишите предложения. Подчеркните -тся и -ться.

Образец. Тебе эта книга может пригодиться.— Тебе эта книга пригодится.

Увидеться, двинуться, отправиться, бояться, вернуться, заботиться, справиться, окунуться, столкнуться, включиться, подивиться, встретиться, возвратиться, удаться.

284. Спишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме.

1) Чуть брезжит(?)ся. Ни один листок не колышет(?)ся. 2) Надо скорей собират(?)ся на рыбную ловлю. 3) Необходимо хорошо подготовиться к походу. Неплохо бы захватить с собой плащ-палатку: она может пригодит(?)ся в пути. Пригодит(?)ся в лесу и топорик. 4) До туристской базы можно добрат(?)ся и поездом, и теплоходом. Лучше всё-таки отправит(?)ся на теплоходе: перед ужином удаст(?)ся ещё выкупат(?)ся. 5) Местность кругом нам очень нравиться, да разве может она не понравит(?)ся: лес, река, обилие грибов и ягод. 6) Туристы, ушедшие в поход, обещали вернут(?)ся к вечеру, но они задержат(?)ся, не вернуться вовремя. 7) Чувствует(?)ся, что гроза надвигает(?)ся. Удаст(?)ся ли им возвратит(?)ся до дождя?

285. Спишите, ставя глаголы в нужной личной форме настоящего времени. Укажите спряжение каждого глагола.

I. 1) Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. 2) (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. (Маяк.) 3) Зной (палить) и (пыхать). (Даль) 4) Чуть (колыхаться) войлок юрты. (Пришв.) 5) Дворники на тротуаре (колоть) лёд. 6) Озими (стлаться), ровно Дунай. (Даль)

II. 1) Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. (Стан.) 2) Клубы дыма (стлаться) над рейдом. (Стан.) 3) Море (дышать) бодрящей свежестью. (Нов.-Пр.) 4) (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. 5) Утро тихое и туманное. (Ползти), (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. (Нов.-Пр.) 6) Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Я мокрый до последней нитки, но уходить вниз не (хотеться). (Нов.-Пр.) 7) Какие-то шаги (слышаться). (М.-С.) 8) Твёрдое дерево плохо (пилиться). (Т. С.) 9) Солнце (резать) глаза. (Ч.) 10) (Махать) крыльями мельница. (Ч.) 11) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (А. Б.) 12) (Дремать) бор сосновый. (В. Бр.) 13) С шумом на белые камни чёрные волны (находить). (В. Бр.) 14) Сладко (таять) на поляне вешний снег. (В. Бр.) 15) В сгущающихся сумерках (реять) снежинки (Нов.-Пр.)

286. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Солоухина. Какое значение имеет форма глагола 2-го лица единственного числа в тексте? Найдите выразительные средства языка. Какова их роль в тексте?

      Бывает так: в неяркий день грибной
      Зайдёшь в лесные дебри ненароком,
      И встанет лес игластою стеной,
      И загородит нужную дорогу.

      Я не привык сторонкой обходить
      Ни гордых круч, ни злого буерака.
      Коль начал жить, так прямо надо жить,
      Коль в лес пошёл, так не пугайся мрака.

      Всё мхи да топь, куда ни поверни;
      Где дом родной, как следует не знаю.
      И вот идёшь, переступая пни
      Да ельник грудью прямо разрывая.

      Потом раздвинешь ветви, и в лицо
      Ударит солнце, тёплое, земное.
      Поляна пахнет мёдом и пыльцой,
      Вода в ручье сосновой пахнет хвоей.

287. Спишите, обозначая графически выбор орфограмм.

I. 1) Вы пиш..те красиво и грамотно. Пиш..те мне чаще. 2) Вспомн..те стихотворение А. С. Пушкина «Чаадаеву». Когда вспомн..те, то прочтите. 3) Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд..те из лесу, увид..те поле. Выйд..те на несколько минут из комнаты: её надо проветрить. 5) Выбер..те из этих статей материал, нужный для доклада. Когда выбер..те, приступайте к оформлению доклада.

II. 1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 2) Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее. 3) Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4) Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие. 5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.

288. Употребите данные глаголы в форме прошедшего, а затем настоящего или будущего времени. Спишите, подчёркивая в неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и в будущем времени — личные окончания. Устно составьте с каждой формой глагола предложения.

I. Видеть — видел — видит, обидеть — обидел — обидит; ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать.

II. Цепенеть — цепенел — цепенеет; одеревенеть, окостенеть, обледенеть, остолбенеть.

289. Спишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной чертой, настоящего — двумя.

1) Лёд та..т. Снег раста..л. 2) В небе ре..т орёл. Он далеко вид..т кругом. Вот увид..л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3) Тихон полностью завис..т от своей матери Кабанихи. Тихон завис..л от своей матери. 4) На улице громко ла..т собачонка. Она пола..ла, пола..ла и замолчала. 5) Осторожно пробирается заяц, слыш..т каждый шорох, издалека чу..т опасность. Услыш..л, как хрустнула ветка, почу..л недоброе, притаился.

290. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Найдите случаи употребления форм настоящего и будущего времени для изображения картин прошлого. Подберите к этим глаголам синонимичные формы. Сравните их изобразительные возможности. Какие ещё выразительные средства языка используются в этом тексте?

Сад у тётки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом — крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, — ветви лип обнимали его, — был он невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, — так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, — окнами с перламутровыми от дождя и солнца стёклами. А по бокам этих глаз были крыльца, — два старых больших крыльца с колоннами... И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!

Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах. Во всех комнатах — и в лакейской, в зале, в гостиной — прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамках никогда не трогались с места. И вот слышится покашливание: выходит тётка. Она небольшая, но тоже, как и всё кругом, прочная. На плечах у неё накинута большая персидская шаль. Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства начинают появляться угощенья... (И. А. Бунин)

291. Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва- и, где нужно, чередования звуков в корне. Корни обозначьте.

Опоздать — опаздывать, сознаться — сознаваться; размолоть, распороть, оглядеться, оттаять, запаять, осмеять, раскаяться, подогреть, выпить, напеть, вылить, одолеть, развеять, развить, достать, узнать, издать, распродать, восстать, развалить, развеяться, рассказать, устать.

292. От данных глаголов при помощи суффиксов -ива-, -ыва- образуйте другие. Подчеркните корневые гласные о или а и расставьте ударение. Составьте словосочетания с глаголами, образованными от выделенных слов.

Зарабо́тать — зараба́тывать, освоить, удостоить, усвоить, удвоить, затронуть.

Обусло́вить — обусло́вливать, опорочить, подытожить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить.

293. Спишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на -ива-, -ыва-.

1) Войска сосредотачивались у переправы. 2) Дальнейшие переговоры уполномочивался вести глава делегации. 3) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строительстве и узаконивать их. (Газ.) 4) Осв..ивались новые области нашей необ..ятной Родины. (Ушаков) 5) Леса обусловливают климат. (Ч.)

294. Спишите, подбирая к выделенным словам синонимы.

Концентрировать все силы на своевременной уборке урожая; реставрировать разрушенный дворец; аннулировать неправильное постановление; форсировать ход событий; мотивировать внезапный отъезд; фальсифицировать факты; иронизировать над кем-либо; потерпеть фиаско.

295. Спишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, подходящий по смыслу (глаголы ставьте в прошедшем времени).

1) Он широко ... и подпрыгивал. (Т.) Стрелковый батальон, готовясь к параду, ... на площади (маршировать, шагать). 2) Световыми сигналами самолёты ... стрельбу артиллерии. Связисты ... повреждение на линии (исправлять, корректировать). 3) Обстановка дома вполне ... с его обитателями. (Т. С.) Полученное ранее известие ... действительности (гармонировать, соответствовать). 4) Знаменитые певцы обычно ... эпизодическими ролями. (Л. Н.) Эскадра, приближаясь к острову Цусима, совершенно ... противника. (Нов-Пр.) (игнорировать, пренебрегать).

296. Проанализируйте два стихотворения А. Фета и определите, какими морфологическими средствами достигается в них впечатление движения, беспрерывного изменения природы или состояния человека. Глаголы каких наклонений использует поэт в последнем стихотворении? Объясните их написание.

      Тёплым ветром потянуло,
      Смолк далёкий гул...
      Поле тусклое уснуло,
      Гуртовщик уснул.

      В загородке улеглися
      И жуют волы,
      Звёзды чистые зажглися
      О навесу мглы.

      Только хор свой огибает
      Месяц золотой,
      Только стадо сберегает
      Пёс сторожевой.

      Да и тот задремлет чутко —
      Не усну лишь я...
      Огонёк блеснул... малютка,
      Верно, ждёт меня.

      * * *

      Если зимнее небо звездами горит
      И мечтательно светит луна,
      Предо мною твой образ, твой дивный скользит,
      Предо мною ты вся создана.

      И светла и легка, ты несёшься туда...
      Я гляжу и молю хоть следов,
      И светла и легка — но зато ни следа;
      Только грудь обуяла любовь.

      И летел бы, летел за красою твоей,
      И пускай в небе звёзды горят,
      И быстрей и светлей мириады лучей
      На пылинки ночные глядят.

297. Прочитайте текст, озаглавьте его, перескажите. Составьте предложения с фразеологизмами, запишите их. Как появились фразеологизмы остаться с носом, зарубить на носу?

Из биографии слов и фразеологизмов

Оказывается, эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос как обозначению части лица.

По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения показать нос, водить за нос (вводить в заблуждение, дурачить).

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой (здесь нос — от глагола носить) неграмотные люди, делая на ней различные зарубки. (А. Арсирий)

298. Прочитайте и укажите значение фразеологических оборотов (при затруднении используйте словари). Спишите, с выделенными фразеологизмами составьте предложения.

Иметь значение, играть роль, играть первую скрипку, прох..дить красной нитью, положить под сукно, ув..нчать лаврами, подве..ти итоги, прилагать усилия, зан..мать первое место, предпр..нять шаги, пр..нять меры, оставляет желать много лучшего, вскрывать недостатки, произвести впеч..тление, головой ручаться.

299. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении глаголов и использовании фразеологических оборотов. Исправьте предложения.

1) Русские войска совершили победу. 2) Гоголь вскрывает самодержавно-крепостническую Россию. 3) Онегин мечется в поисках применения своих сил. 4) Пейзаж имеет в романе большую роль. 5) Положительные художественные образы играют огромное воспитательное значение.

300. Спишите. Укажите вид глаголов, в которых пропущены буквы, и обозначьте корни. Подчеркните чередующиеся гласные.

1) Дуновение живой силы к..снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к..салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и слагались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл..гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам..р. 6) Всё странно зам..рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт..р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт..рать снова. 8) Он любовно заж..гал дрова.

(М. Горький)

301. Спишите, заменяя выделенные существительные однокоренными глаголами, ставя зависимые слова в нужной форме. При затруднении проверьте по орфографическому словарю. Среди образованных вами глаголов подчеркните непереходные.

Проп..ведь новых взглядов, р..ферат статьи, проп..ганда юридических знаний, ст..билизация положения, ч..ство удовлетворения, доклад о работе ком..сии, ч..ствование победителей, уч..стие в спектакле.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru