Русский язык
10-11 классы

§ 34. Правила переноса слов

Если слово не умещается на строке, то часть его переносят на другую строку. Основные правила переноса сводятся к следующиму:

1. Слово переносится по слогам: го-род, то-ва-рищ. Однако нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву. Например, нельзя переносить «о-го-род», «а-ри-я», «о-боз», надо — ого-род; слова типа ария, обоз нельзя разделять переносом.

2. При стечении согласных разделение на слоги свободное: ве-сной, вес-на; се-стра и сест-ра; кре-стьянин и кресть-янин.

3. Буквы ъ, ь, й нельзя отделять от предшествующих букв: бой-цы, боль-шой, подъ-езд.

4. При переносе слов с приставками нельзя переносить согласную в конце приставки, если далее следует согласная же, т. е. нельзя делить: «по-дходить», «ра-звязать», а надо: под-хо-дитъ, раз-вязать. Нельзя также оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога: при-слать (а не «прис-лать») от-странять (а не «отс-транять»).

5. При переносе сложных слов не следует оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога: пятиграм-мовый или пя-ти-граммовый (а не «пятиг-раммовый»).

Примечание. При переносе слов надо учитывать следующее:

1) если за приставкой на согласную стоит буква ы, переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается, т. е. следует переносить: ра-зыскать или разыс-кать (а не «раз-ыскать»);

2) не следует оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными: жуж-жать (а не «жу-жжать»), мас-са (а не «ма-сса»), кон-ный (а не «ко-нный»); это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: со-жжённый, по-ссорить (см. п. 4), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение (см. пп. 4, 5).

Из изложенных правил следует, что многие слова можно переносить различными способами (се-стра, сест-ра; класс-ный, клас-сный; без-умный, бе-зумный); при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова (перенос класс-ный лучше, чем перенос клас-сный; перенос без-умный лучше, чем бе-зумный).

191. Спишите данные слова, разделяя их чёрточками для переноса.

I. Ко-ле-со, карикатура, драма, ведро, скамейка, разъезд, обезьяна, кристальный, преддверие, можжевельник, разоблачить, вопрос, предубеждение, безыдейный, подхватить, программный, мировоззрение, кристаллический, явственный, астра, гостиница, эхо, расчистка, въезд, подойник, расчёт, рассчитывать, розыгрыш, выигрыш, надстроить, подыскать, корреспондент, массовый, громоздкий, подходить, подожжённый.

II. Винегрет, подставка, необъятный, приятель, одиннадцать, терраса, ветреный, ресурс, безветренный, происшедший, разбить, объём, скользкий, послать, устранить, закройщик, землетрясение, пьеса, раздражение, создание, батальон, адъютант, просвещение, контратака, шефство, чувство, шествие.

III. Предутренний, безыскусственный, безынициативный, диета, постланный, аннотация, апеллировать, шестизначный, вестибюль, представление, настроить, хрестоматия, публицистический, эпиграмма, ансамбль, изваяние, комбинезон, инвентарь, объективный, пластмасса, целлюлоза, выкрашенный.

192. Спишите, расставляя знаки препинания. Разберите по составу выделенные слова. Найдите в тексте метафору.

Я вошёл в к..бину меня ус..дили в кресло бе..шумно захлопнули люк. Я остался наед..не с приборами освещёнными не дневным солнечным светом а иск..ственным. Вот убрали железные фермы и наступила тишина. Взгляд мой остановился на часах. Стрелки п..казывали 9 часов 7 м..нут по московскому времени. Я услышал свист и всё нар..стающий гул почу(?)ствовал как гиган(?)ский к..рабль зад р.. жал всем своим корпусом и медленно очень медленно от..рвался от стартового устройства. Гул был не сильнее того который слышишь в к..бине реактивного сам..лёта но в нём было множество новых музыкальных от..нков и т..мбров. Могучие двигатели р..кеты создавали музыку будущего наверное ещё более в..лнующую и пр..красную чем вел..чайшие тв..рения прошлого. С Землёй я п..держивал (двух)стороннюю (ради..)связь и слышал голоса товарищей работавших на (ради..)станциях настолько отч..тливо как если бы они находились рядом.

Лучшие умы человечества прокладывали нелёгкий т..рнистый путь к звёздам. Полёт 12 апреля 1961 года первые (сем..)мильные шаги на этом нелёгком пути. (По Ю. Гагарину)

193. Прочитайте и определите, какие буквы пропущены в словах. Проверьте по орфографическому словарю. Составьте с каждым словом словосочетание. Спишите, обозначая ударение.

Д..корация, д..рижёр, ..ркестр, к..медия, тр..гедия, др..ма, к..нфликт, п..ртер, р..пертуар, с..мфония, к..нцерт, ф..стиваль, т..лант, ув..ртюра, пр..людия, пр..мьера.

194. Продолжите предложения:

1. Морфология — раздел науки о языке... .

2. Самостоятельные части речи — это... .

Например:

3. Служебные части речи — это... .

Например:

Рейтинг@Mail.ru