Русский язык
10-11 классы

§ 28. Правописание приставок пре- и при-

Правильное написание приставок пре- и при- связано с пониманием различия их значений.

Приставка при- обозначает: 1) присоединение, приближение, прибавление: приделать, пристроить, приехать, прикрепить, прикупить; 2) неполноту действия: присесть, притворить, приоткрыть; 3) расположение, нахождение вблизи чего-нибудь: Приамурье, Приуралье, пригород, приморский.

Приставка пре-: 1) обозначает высшую степень действия или качества: пресытиться, преувеличение, предлинный; 2) совпадает по значению с приставкой пере-: преградить — перегородить, прервать — перервать.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- недостаточно ясно, и такие слова следует запомнить, например: преследование, препятствие, преткновение (камень преткновения), превратный (неверный, изменчивый), пренебрежение, прельстить; приключение, притязание, прибор, присягать.

В следующих, сходных по произношению словах различие в написании связано с различием в их значении: презирать (не уважать, считать недостойным) — призирать (заботиться, давать приют), предать (изменнически выдать кого-нибудь) — придать (добавить), пребывать (находиться где-нибудь) — прибывать (приезжать), преступить (нарушить) — приступить (начать), преемник (тот, кто вступает в должность после кого-нибудь, продолжает работу кого-нибудь) — приёмник (аппарат для приёма), преклоняться (относиться с глубоким уважением) — приклонятъся (наклоняться, пригибаться), претворить (воплотить, осуществить) — притворить (закрыть).

Следует запомнить написание некоторых слов иноязычного происхождения: президиум, президент (написание е здесь объясняется тем, что в этих словах в латинском языке имеется приставка пре- (от лат. ргае — пред); привилегия (от лат. privilegium — исключительное право); приоритет — первенство (от лат. prior — первый).

170. Спишите. Устно объясните правописание приставок пре- и при- (слова, где значение этих приставок неясно, подчеркните). Объясните значение выделенных слов.

Пр..соединить провод, пр..мыкающий к школе сад, пр..вскочить от неожиданности, пр..щурить глаза, достичь пр..мирения, пр..ломление солнечных лучей, пр..сечь разговоры, пр..искусный кузнец, сделать пр..вивку, седой пр..вратник, не пр..небрегать советами товарища, вступать в пр..рекания, искать пр..станища, найти пр..бежище, пр..граждать дорогу, пр..вратности судьбы, несправедливые пр..тязания, пр..одолевать все пр..грады, пр..обладающая отр..сль хозяйства, давать пр..сягу, пр..провождать документы, пр..непр..ятное известие, быть камнем пр..ткновения, искатели пр..ключений.

171. Спишите, заменяя выделенные слова словами с приставками пре- и при-. Объясните (устно) значение приставок во вновь образованных словах.

Образец. Площадь около вокзалапривокзальная площадь; совсем закончить занятияпрекратить занятия.

Участок при усадьбе, полоса при береге, город около Волги, слегка затворить дверь, чуть открыть окно, очень странный случай, сделать ручным дикое животное, быстро проходящее явление, загородить дорогу, с избытком насытиться чем-нибудь, увеличить опасность.

172. Спишите. Объясните значения иноязычных слов (при затруднениях используйте словари). Составьте предложения с данными сочетаниями.

Изб..рать пр..зидиум, пр..сутствовать на пр..мьере спектакля, визит пр..зидента, пользоваться пр..вилегиями, пр..оритет в освоении космоса.

173. Спишите. Назовите синонимы приведённых слов. С выделенными словами устно составьте предложения.

Пр..следовать, пр..хотливый, пр..чудливый, претворить в жизнь, пр..коснуться, пр..терпеть, пр..терпеться, пр..вередливый человек, пр..пятствия, пр..творный, пр..лестный, пр..видение.

174. Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках.

1) Транзисторный ... работал хорошо. Молодой инженер оказался достойным ... известного конструктора (преемник, приёмник). 2) Бригада могла немедленно ... к работе. Никто не хотел ... данную клятву (преступить, приступить). 3) Группа альпинистов осуществила ... восхождение на недоступную горную вершину. Систематические тренировки являются ... условием любого спортивного успеха (непременный, беспримерный). 4) Это ... явление. Всех ... больных встречал дежурный врач (преходящий, приходящий).

175. Спишите. Объясните (устно) написание слов с приставками пре- и при-. Сделайте морфемный анализ выделенного слова.

1) А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и пр..ёмник. — Максим Горький — пр..емник писателей-реалистов XIX века. 2) Деревцо пр..клонило ветви к самой земле. — Современники пр..клонялись перед замечательным талантом Щепкина. 3) Во время пр..бывания в Ялте мы любили наблюдать пр..бытие пароходов. 4) Дядя мой г-н Сипягин, брат моей матери, пр..зрел меня. (Т.) 5) Я пр..творился, будто сплю. (Л. Т.) 6) Татьяна верила пр..даньям простонародной старины. (П.) С доверчивой надеждой первых лет друзьям иным душой пр..дался нежной. (П.) — Пр..сутствие товарища пр..дало ему храбрости. (Т. С.)

176. Выпишите слова с пропущенными буквами. Приставки обозначьте.

1) Я пр..ближался к месту моего назначения. 2) Мужичок тут же стал его тулуп пр..меривать. 3) Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр..влекательности. 4) «Василиса Егоровна — пр..храбрая дама», — заметил важно Швабрин. 5) Палашка пр..несла нам шпаги. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр..мирённые. 6) Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её [Машу] пр..следовал. 7) «Подумай хорошенько, — пр..бавила она, — со стороны твоих родных не будут ли пр..пятствия?» 8) Пр..небрежение, с каким он [батюшка] упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непр..стойным, как и несправедливым. 9) С Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нём скрытую к себе непр..язнь. 10) Вдруг закричали в толпе, что государь на лошади ожидает пленных и пр..нимает пр..сягу. 11) Взоры наши встретились; в моём он [Швабрин] мог прочесть пр..зрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и пр..творной насмешливости. 12) Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня, старика, пр..зрел и успокоил. 13) Всякое слово, напоминающее мнимое пр..ступление сына, было ему [отцу] тягостно. 14) Здесь пр..кращаются записки Петра Андреевича Гринёва.

(А. Пушкин)

177. Составьте с данными словами словосочетания и запишите. Укажите способы синтаксической связи главного и зависимого слов.

Претворить, приступить, приготовление, препятствие, преодолеть, преграда, приключение, пререкание, примирить, прибытие, пребывание, превосходный.

178. Спишите. Обозначьте состав выделенных слов.

Всеобщее пр..знание, великий пр..образователь, жизн..ное пр..звание, стремление к занятиям, выращивать р..стения, непр..рывно вести ш..рокие экспериментальные исследования, пр..одолевать пр..пятствия, удивительная настойчивость, непр..одолимое упорство, пр..восходные по вкусу плоды, ок..зать всемерную под..ржку, пр..должать начатое дело.

Рейтинг@Mail.ru