Русский язык
10-11 классы

§ 21. Основные способы образования слов

I. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет словообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова компьютер при помощи суффикса -н- образовалось слово компьютерный, от слова стыковаться при помощи приставок со- и рас- были образованы слова состыковаться (соединиться, осуществить стыковку) и расстыковаться (разъединиться, произвести расстыковку); от слов космос и видеть путём сложения основ и при помощи суффикса -ни- было образовано слово космовидение (телевизионные передачи из космоса).

Образование слов в русском языке происходит следующими основными способами:

1) при помощи приставок (приставочный способ), например: приходить, неудачный, предыстория;

2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например: смелость, серебряный, алеть,

3) при помощи приставок и суффиксов одновременно (приставочно-суффиксальный способ), например: безвкусица, подземный, выпрямить, докрасна,

4) без суффиксов (бессуффиксный способ): вылет, глубь. С помощью бессуффиксного способа образуются от глаголов имена существительные, обычно означающие результат действия, например: взрывать → взрыв, рассветать → рассвет, вздохнуть → вздох, насыпать → насыпь. Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных, Например: тихий → тишь (ср.: тишина), синий → синь (ср.: синева). Как видно из примеров, при бессуффиксном способе часто происходит чередование звуков в основе исходного слова;

5) при помощи сложения:

а) целых слов, например: времяисчисление, меч-рыба, плащ-палатка;

б) основ слов с помощью соединительных гласных о и е, например: лесостепь, белоснежный, птицеферма, древнерусский, свинцово-серый.

Нередко при сложении основ в образовании слова одновременно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судоходство, правобережный;

в) части основы с целым словом или частей основы, например: стенгазета, спецкор, АТС (автоматическая телефонная станция), вуз (высшее учебное заведение);

6) при помощи слияния слов, входящих в одно словосочетание или (редко) предложение, например: нижеподписавшийся (ср.: подписавшийся ниже), малопригодный (ср.: мало пригодный для работы);

7) при помощи перехода слов из одной части речи в другую, например: рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное); любоваться лунной ночью (существительное) — возвратиться (когда?) ночью (наречие).

Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом используются, ставят своей целью «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова и «Школьный словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова.

II. Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

При разборе слова по составу выясняется, из каких морфем оно состоит. Для этого надо:

1) выделить основу и окончание;

2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);

3) выделить корень.

При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:

1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу;

2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);

3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано.

126. Заполните таблицу «Способы образования слов» своими примерами.

127. Определите способ словообразования.

Безмерный, восклицание, подумать, подпирать, бледно-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, сложносочинённое (предложение), быстрорастворимый (кофе), ООН, обучение, учащиеся.

128. Прочитайте. С помощью какого суффикса образованы данные слова?

1) Плавательный, развлекательный, строительный, смертельный, мучительный, общительный. 2) Международник, скромник, труженик, путаник. 3) Учительство, правительство, представительство.

129. Какие из данных слов образованы приставочным способом? Выпишите их. Сделайте их словообразовательный анализ. Побежать, побережье, повариха, выбор, выключатель, выгрузить, подгруппа, подделка, подснежник, повышение, по-зимнему.

130. Прочитайте. Укажите, какие недочёты допущены в употреблении однокоренных слов, какие слова образованы неправильно. Исправьте допущенные ошибки.

1) Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2) На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. 3) Драма «Гроза» относится к лучшим драматургическим произведениям. 4) Именно в это время появляются романтические произведения, в которых проявилась мечта писателя о новом человеке.

131. Прочитайте. Какие слова образованы неправильно? Исправьте допущенные ошибки и спишите.

1) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 2) Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника. 3) Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 4) Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такие черты характера Иудушки, как лицемерие. 5) От самодурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. 6) Нередко за малейшие повинности крепостных жестоко наказывали. 7) Устои тёмного царства спошатнулись. 8) С поразительной глубиной отражены в романе основные социальные противоречия эпохи. 9) Успех первых пьес значительно упрочил положение драматурга.

132. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Выпишите из текста выделенные слова, определите способ их образования. Спишите второй абзац, расставляя недостающие знаки препинания.

Хорошо собирать грибы в лесу. Так оно всегда и представляется, что грибник с корзиной должен идти в лес, какой бы он ни был: молоденький сосновый с маслятами и рыжиками, бор-беломошник с боровиками, пёстрый берёзовый с разнообразным грибным населением, тёмный еловый, широкошумный и широколиственный с преобладанием дуба, ольховое, осиновое с примесью ивы чернолесье...

Я редко прихожу с совсем пустой корзиной. В ней может оказаться мало именно тех грибов которые берут все и повсеместно но как на безрыбье и рак рыба так(же) на без-грибье и какая-нибудь говорушка серая или мокруха еловая гриб. (В. Солоухин)

133. По «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Тихонова определите, какие гнёзда (цепочки) слов образованы от исходных слов готовый, ликовать, сосед, из каких значимых частей состоит каждое образованное слово и какой способ словообразования был при этом использован.

Рейтинг@Mail.ru