Русский язык
10-11 классы

§ 2. Стили и типы речи

Литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей.

Особенности стилей речи

Функция

Сфера применения

Задачи речи

Характеристика высказывания

Языковые средства (лексические,

грамматические)

Разговорный стиль

Общение

Неофициальная обстановка (в кругу друзей, знакомых), диалоги, дружеские послания, письма, беседы и пр.

Обмен впечатлениями, мыслями с близкими или знакомыми людьми

Непринуждённость, эмоциональность, оценочный характер речи

Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слон, слов-обращений, междометий, модальных частиц; повторы; инверсии и пр.

Научный стиль

Изложение научной информации

Научные труды, выступления, доклады, лекции, статьи, книги, учебники и пр.

Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений; разъяснение достижений наукн и техники, сообщение о них

Точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности, даже некоторая сухость речи

Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы множественного числа; деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые предложения, осложнённые обособленными и однородными членами; нводные слова, указывающие на порядок оформления мысли и пр.

Официально-деловой стиль

Точная передача деловой информации

Деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, указания, предписания и пр.)

Сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение

Строгость, точность, официальность, бесстрастность — речь, лишённая эмоций

Использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов, преобладание существительных над другими частями речи, употребление отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с обособленными членами; СПП с придаточными условия, присоединительными и пр.

Публицистический стиль

Воздействие, агитация и пропаганда

Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры и пр. на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение и пр.)

Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения

Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности

Использование лексики разных пластов; общественно-политическая лексика; слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные), риторические вопросы, обращения и пр.

Стиль художественной литературы

Художест-
венное

воздействие

Художестве-
нные произведения: рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения, поэмы и пр.

Воздействие путём словесного художественного изображения жизни; передача отношения к окружающему, создание художественных образов и пр.

Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи

Сочетание языковых средств разных стилей; широкое использование изобразительно-выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т. д.

4. Прочитайте отрывок из книги Н. П. Матвеевой «Свидетели истории народа», адресованной учащимся старших классов. Докажите принадлежность текста к научно-популярному стилю речи. Определите основную мысль текста, подготовьтесь к его пересказу.

Всем известно современное значение слова щепетильный: «строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к кому-либо». Но не помешает ли современное значение правильно понять это слово в «Евгении Онегине» Пушкина?

      Всё, чем для прихоти обильной
      Торгует Лондон щепетильный
      И по Балтическим волнам
      За лес и сало возит к нам...
      Всё украшало кабинет
      Философа в осьмнадцать лет.

У Пушкина щепетильный означало совсем иное: «изысканный, модный в одежде; приверженный моде». Почему? Оказывается, в литературный язык слово пришло из диалекта, где щепетить значило «наряжаться, модничать», а щепет (от щепа — мелочь) выступало в значении «галантерея». Отсюда щепетильный в XIX в. обозначало буквально «до щепы, до мелочей следящий за своей одеждой». Модников в народе называли щепетунами. Теперь понятным становится, что современное значение — результат развития языка, логическое переосмысление одного и того же понятия от конкретного к более абстрактному. Нетрудно заметить, что способствовала пониманию этого момента именно культурологическая информация, сделав непонятное слово словно осязаемым, близким нам.

5. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Укажите признаки разговорного стиля в диалоге.

— Скажите, пожалуйста, — спросил я Полутыкина за ужином, — почему у вас Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков?

— А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришёл он к моему покойному батюшке и говорит, дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам стану оброк платить хороший. — «Да зачем тебе селиться на болоте?» — «Да уж так; только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не извольте, а оброк положите, какой сами знаете». — «Пятьдесят рублёв в год!» — «Извольте». — «Да без недоимок у меня, смотри!» — «Известно, без недоимок...»

6. Прочитайте тексты. Какой общей темой они связаны? Определите стиль каждого текста. Укажите признаки этих стилей.

I. Дайте толкование слова манифест. В случае затруднения обратитесь к словарю. Подберите синонимы к выделенному слову.

...Крепостное право на крестьян... и на дворовых людей отменяется навсегда...

...Наделение крестьян землёю и другими угодьями, а равно следующие за сим повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению...

...Приобретение в собственность крестьянами полевых земель и угодий, отведённых им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.

...Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. (Из Манифеста 19 февраля 1861 г.)

II. Дайте толкование выделенных слов. Выпишите из текста синонимы. Подберите синонимы к слову грядущие (поколения). Приведите 5—6 примеров слов, в которых написание приставок регулируется тем же правилом, что и в слове безнаказанно.

Имя Александра II отныне принадлежит истории... Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!

Но из этого не следует, что б он мог безнаказанно остановиться. Нет, нет, пусть он довершит начатое, — пусть полный венок закроет его корону. Гнилое, своекорыстное, дикое, алчное противодействие закоснелых помещиков, их волчий вой не опасны! Что они могут противопоставить, когда против них власть и свобода, образованное меньшинство и весь народ, царская воля и общественное мнение? (А. И. Герцен)

7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите основную мысль и стиль каждого текста. Укажите признаки данных стилей речи.

I. Подберите синонимы к выделенному слову.

...Патриотизм это не право а обяза..ость хоть и кровная почетная но т..жёлая обяза..ость которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли что отдана ему под Отечество... Пусть (не, ни)восторгат(?)ся но гордит(?)ся каждому человеку принадлежностью к своему народу совсем (не)повредит. Армянину что он армянин эстонцу что он эстон..ц еврею что он еврей, а буряту что бурят. Позвольте уж и русскому пр..страстит(?)ся к этой шеренг., «семьи вольной». (Кое)какие заслуги перед мировой культурой и ц..вилизац..ей есть и у него. (В. Распутин)

II. Найдите в тексте антонимы. Сделайте морфологический разбор выделенного слова. Выпишите, указывая часть речи, по два слова а) с нулевым окончанием; б) без окончания.

Свою задачу писателя я вижу в возвр..щени.. народу русскому забытых страниц его истори.. . Я (не)устаю повторять народ жив пока жива его историческая память. Кончает(?)ся память кончает(?)ся нац..я начинает(?)ся нечто другое. Так половц.. пок..рё..ые монгольскими плем..нами... удивительно скоро забыли даже свои национальные придания стали по существу иным народом. (Д. Балашов)

8. Прочитайте и сравните два текста о Емельяне Пугачёве. Первый написан историком В. И. Бугановой, второй взят из романа В. Я. Шишкова «Емельян Пугачёв». Укажите стиль речи каждого текста и назовите его признаки.

I. Правда о Пугачёве была известна от него же самого. В тайной экспедиции Сената он признался: яицкие казаки «точно знали, что он не государь, а донской казак, ибо он сам настоящего своего имени не таил»...

...Им нравилось, что простой казак выступает в роли «императора». К тому же среди них, как и во всём народе, по всей России, давно ходили слухи о том, что Петра III не убили в Ропше; жертвой заговора пал другой человек, какой-то солдат, внешне очень похожий на императора, а он сам скрылся. Все ждали избавления, надеялись, что он им поможет. Поэтому яицкие казаки и приняли Пугачёва.

II. — Не прогневайся, батюшка, скажи-ка мне сущую правду, не утай: точный ли ты государь есть?

Пугачёв по-страшному засверкал на Чику глазами.

— Не стращай, батюшка, я не больно-то пуглив. А лучше откройся, ведь нас немного здесь, ведь двоечка только, ты да я. Мне вот Денис Караваев сказал...

— Что он, безумный, сказал тебе?

— А то и сказал, что ты донской казак, — ловил Пугачёва нахрапистый Чика.

Пугачёв затрясся, заорал:

— Врёшь, дурак! Врёшь! — плюнул и пошёл быстрым шагом к речке.

...Чика поспешил за ним следом, чтоб разом кончить разговор...

— Я Караваеву Денису клятву принёс, чтобы в тайне держал... Ну так вот, и тебе, батюшка, клянусь, уж ты верь мне. И какой ты есть человек — донской казак ал и нет, велика ль мне в том корысть? А раз мы приняли тебя, батюшка, за государя, стало — и делу конец, стало — так тому и быть... Пугачёв вплотную приблизился к нему и, собрав всю внутреннюю силу, молвил:

— Ну, Чика... Своими речами в пот меня ты вогнал... Пускай умрёт это в тебе. Чуешь? Христом-богом заклинаю... А то и твоя и моя голова с плеч покатится. ...Ну, сядем давай, потолкуем. ...Поведаю правду тебе... Знай: я есть донской казак Емельян Иванов Пугачёв.

9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите тему каждого текста, укажите, к какому стилю речи они относятся. Назовите признаки этих стилей. Подчеркните грамматические основы первых предложений каждого текста. Определите вид сказуемого в каждом из них. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке уменьшения признака.

I. Источники питания рек жидкие осадки снежный покров (высоко)горные снега и ледники подземные воды. Однородного питания рек в природе почти (не)наблюдает(?)ся оно обычно бывает смеша..ым. В зависимости от особенностей питания различают основные фазы водного режима рек половодье паводок.

Для умере..ого пояса Северного полушария характерна повыше..ая водность весной. Крайний тип режима рек уме-ре..ого пояса формируемый в условиях резкой континентальности (кратко)време..ое весеннее половодье... На реках Дальнего Востока под влиянием муссонов образуется летнее половодье дождевого происхождения. (Из Большой советской энциклопедии)

II. После долгой и снежной зимы особенно дружной бывает весна в Забайкаль.. . Бурно та..т в горной тайге снега вскрывают(?)ся реки и реч..нки. Какая(нибудь) маленькая пересыхающая летом речушка становит(?)ся тогда могучим и грозным потоком. Гулкой весенней ночью далеко(далеко) слышен её будоражливый (не)умолкаемый шум. Она выходит из берегов топ..т пр..брежные кусты и огороды рвётся через мельничные запруды лома..т и снос..т все свои мосты. Белой от пены шальной и (не)укр..тимой рекой летит она в солнечную даль. Кто хоть однажды вид..л её буйный и весёлый разлив тот запомн..т его навсегда... (К. Седых)

Тексты разнообразны по своему строению и содержанию. Выделяются следующие основные типы речи, которые используются при построении текстов разных стилей: описание, повествование, рассуждение.

Типы речи

10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи текста. Подготовьтесь к его пересказу. Подберите синонимы к выделенному слову.

В повествовани.. ра..каз..вает(?)ся о следующих друг за другом действиях как(бы) созд..ёт(?)ся лента кадров. Мир в таком тексте предст..ёт в динамик., в движени.. .

Что(бы) подчеркнуть последовательность действия в этом тексте часто используют(?)ся слова и словосоч..тания обозн..чающие время (потом, через некоторое время и пр.) глаголы движения деепричастия соверше..ого вида. Динамич(?)ность тексту пр..д..ют формы глагола прошедшего врем..ни совершенного вида.

(Не)даром извес(?)ный русский л..нгвист В. Виноградов отмечал Прошедшее время несоверше..ого вида (не)двигает событий. Оно описательно... Прошедшее время совер-ше..ого вида насыще..о повествовательным динамизмом.

Наряду с глаголами соверше..ого вида прошедшего врем..ни используют(?)ся и другие формы при этом глаголы прошедшего врем..ни несоверше..ого вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящ.. на глазах читателя.

11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Опираясь на материал предыдущего упражнения, докажите, что данный текст — повествование. Укажите средства связи предложений в тексте. Подберите синонимы к слову знаменитые (пещеры). Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово, сделайте его морфологический разбор.

(В)течени.. трёх месяц..в пребывания в Крыму Грибоедов пос. .тил и знаменитые пещеры и велич. .стве..ый Чатыр-даг и древние р..звал..ны замков и Никитский ботанический сад прекрасные д..лины и бухты (полу)острова. Поднявшись (в)верх скалистым косогором попал он на Ч..ртову лес(?)ницу и пр..од..лев крутой перевал и обогнув ближайшую гору остановился перед Балаклавской бухтой (от)куда продолжил свой путь на Севастополь. (По П. Дегтярёву)

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи текста, укажите его признаки. Подготовьтесь к пересказу текста. Дайте толкование выделенного слова, подберите к нему антонимы. Найдите в тексте деепричастие, сделайте его морфологический разбор.

Содержание описания окружающая нас действительность (предмет, место, состояние и пр.). Мир в таком типе речи представлен статичным. В описани.. предмета например ра..каз..вается о его признаках которые можно увидеть сразу, все вместе (одновреме..ые признаки). В художестве..ом описани.. предмета выд..ляют(?)ся его самые яркие признаки которые постепе..о дополняют(?)ся доб..вляют(?)ся. В описани.. места автор переч..сляет предметы заставляя читателя как(бы) переводить взгляд с одного предмета на другой.

Этот тип речи имеет свои языковые особе..ости ис-польз..вание слов и словосоч..таний с пространстве..ым значением (слев.. ра..т..лается и пр.), насыще..ость текста словами словосоч..таниями обозначающими признаки предметов употребление глаголов несоверше..ого вида прошедшего врем..ни. В художестве..ых описаниях широко используют(?)ся образные средства языка.

13. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Определите тип речи, укажите его признаки. Найдите в тексте разные способы выражения сравнения.

Стояла июньская лу..ая ночь полная (не)изме..о новой ч..рующей красоты. Кусты цветущей черёмухи в садах и палисадниках походили на серебря..ые облака. Мерцали перел..вались всеми красками земля и небо. Обращё..ые к луне скаты крыш(?) к..зались крытыми зелёным стеклом, а противоположные были черны как только что распаха..ые пашни. Словно снежные бабы белели на них печные трубы. (К. Седых)

14. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста. Какие аргументы для её выражения выдвигает автор? Как это характеризует данный тип речи? Написание какого слова в выделенном предложении зависит от правильного определения его грамматических признаков? Какой частью речи является выделенное слово? Приведите пример, чтобы это слово было другой частью речи.

Мне казалось (и сейчас кажется) что проза Пушкина драгоце..ый образчик на котором следует учит(?)ся писателям нашего врем..ни.

Зан..мательность краткость и чёткость изложения пр..дельная изящ(?)ность формы ирония вот чем так пр..вл..кательна проза Пушкина.

Конечно в наши дни (не)должно быть слепого подражания Пушкину. Ибо получит(?)ся бе..жизне..ая копия оторва. .ая от нашего врем..ни. Но иногда полезно ..делать и копию что(бы) увидеть каким секретом в своём мастерстве обл..дал великий поэт и какими красками он пользовался что(бы) достич(?) наибольшей силы.

У живописи,..в в отношени.. копии дело обстоит проще. Там достаточно «списать» картину что(бы) многое понять. Но копия в литературе значительно сложнее. Простая переписка ровным счётом ничего (не)покажет. (Не)обходимо взять сколько(нибудь) равноце..ый сюжет и воспользовавшись формой мастера изложить тему в его м..нере. (М. Зощенко)

15. Разделите текст на абзацы, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста, составьте его план. Укажите тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Приближались к живому языку и Ломоносов и Державин и Жуковский и Батюшков. Но в том(то) всё и дело что приближались. Державин так(же) как Ломоносов был слишком торжестве..о высок в стиле и слоге Жуковский слишком сладкозвучен тонок слишком. Один только Пушкин ..делал ре..кий шаг вперёд — (на)встречу разговорному русскому языку (океану) и входя в этот океан он тем самым д..вал возможность и ему языку (океану) бе..пр..дельно войти в своё творчество и дать новому жизнь новому литературному языку новой литературе новой книге. И это (не, ни)какое не пр..увеличение с моей стороны. Пушкин единстве..ый в мире великий поэт (в)начале творчества которого лежит сказка. Поэма Руслан и Людмила разве (не)св..детельствует об этом? А вот что (по)этому поводу в письме к брату писал сам Пушкин ...вечером слушаю сказки — и возн..граждаю тем (не)достатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! И это замет(?)те пишет один из образова..ейших людей Росси.. . Пушкин не только как бы устанавливает равноправие жанров — сказки и поэмы. Он считает возможным переток между ними сказки в поэму поэмы в сказку. Таким образом Пушкин можно сказать (в)первые возвёл в зако..ое право соавторства в литературе наш великий разговорный русский язык. (По Е. Исаеву)

Рейтинг@Mail.ru