Русский язык
10-11 классы

§ 16. Принципы русской орфографии

Орфография — это совокупность правил, устанавливающих: 1) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; 2) раздельное и слитное написание слов и их частей; 3) употребление прописных букв; 4) правила переноса слов.

I. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р, например: 1) боль — больной, заболевание (корень боль- пишется одинаково, хотя произносится по-разному); 2) внизу — вниз, низкий, низший (корень низ- пишется одинаково, хотя произносится по-разному).

Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно, например:

1) собака — собачка, Собакёвич; 2) авантюра — авантюрист, авантюрный; 3) ковш — ковшик, нефть — нефтяной.

Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать.

В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны прежде всего с сохранением на письме старинных чередований звуков, например: полагать — положить, зорька — заря, отпереть — отпирать.

Морфологический принцип удобен: единообразная передача значимых частей помогает легче запомнить начертания слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного.

В нашей орфографии есть и основанные на фонетическом принципе написания значимых частей слова, отражающие изменение произношения звуков, например:

1) излечить — искоренить, безмолвный — бесправный; 2) розвальни (сани) — развал; 3) имя — безымянный; 4) лезть — лестница, блестеть — блеснуть. Таких написаний немного, большая часть их относится к обозначению приставок на з.

Безошибочное применение на практике многих орфографических правил непосредственно связано с умением пишущего быстро ориентироваться в составе слова.

II. Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно, например: Виктор не знал, что у товарища больны отец и мать.

В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке, например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке).

Используются в русской орфографии и написания с дефисом (чёрточкой) — прежде всего в наречиях и сложных словах, например: читать по-французски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический.

III. Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных, например: Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты.

IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: педагог, че ствовать, бес-край-ний, боль ше.

При сомнении в правильности написания слов надо обращаться к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Института русского языка РАН (все издания начиная с 1974 г.).

Специально для учащихся в течение многих лет издаётся «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова. Изданный в 1995 г. «Школьный орфографический словарь русского языка» М. Т. Баранова отвечает на два вопроса: как пишется слово и почему оно так пишется.

В «Школьном грамматико-орфографическом словаре русского языка» Б. Т. Панова и А. В. Текучёва (второе издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только написание слов, но во многих случаях их деление на морфемы, лексическое значение, особенности произношения.

102. Прочитайте и укажите: а) проверяемые морфологические написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологические (традиционные) написания корней; в) написания приставок и корней, отступающие от морфологического принципа. Слова последних двух («б» и «в») групп выпишите в два столбика.

I. Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, загорел, касательная, прикосновение, просьба.

II. Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.

103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное или слитное написание слов.

Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигаться (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать кофе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.

104. Спишите. Объясните (устно), на чём основано употребление прописных букв.

I. Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, северного моря; пересечь (К, к)авказские горы, пышная (К, кавказская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник — (Л, л)уну, любоваться светом (JI, л)уны, бороться за мир на (3, з)емле; спускаться по мраморной (Д, д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д, д)ворцовой площади; продавать (К, к)ожевенные товары, жить в (К, к)ожевенном переулке.

II. Подвиги (И, и)льи (М, м)уромца, бесстрашие горьковского (С, с)окола, афоризмы (К, к)озьмы (П, п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М, м)анило-вых, великосветские (JI, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.

105. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю и спишите.

Ид..ал, вопл..щение, л..беральный, об..ятельный, отр..жение, персп..ктива, подл..нный, обл..чать, прокл..мации, проп..гандист, св..детель, тр..диция, ц..тадель.

Рейтинг@Mail.ru