Учебное пособие для начинающих

Резьба по дереву

       

Композиция в маркетри. Фронтальная композиция

Маркетрист или резчик но дереву должен опираться в своей работе на общие правила композиции, изложенные выше. Здесь мы обратим внимание читателя лишь на усиление роли некоторых из них, учитывая специфику и прикладной характер изделий из древесины. Мы уже говорили, что работа в маркетри может быть определена как приближенная к живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) или как условно-декоративная, решенная в плоскостях, определяемых подобранным цветом и текстурой древесины. В первом случае маркетрист, применяя все признаки композиции в станковой живописи, должен уметь извлечь из древесины и тот желаемый цвет, который отсутствует в ее природе. Например, по закону дополнительных цветов и хроматического контраста можно выявить зеленый тон на сером куске материала, если он находится в окружении теплых тонов.

Умение извлечь холодные тона из древесины (относительно холодные) тем более важно, что общая хроматическая тональность работы в маркетри заранее определена: это будут, как правило, теплые (охристые, желтоватые и красноватые) тона.

Композиционное построение ведется на световых контрастах, где имеется полный спектр от почти белого (береза) до темно-коричневого и теплого черного (орех, эбеновое дерево). Следствием сказанного является тот вывод, что надо умело использовать и мягкие полуконтрастные сочетания сближенных тонов наряду с крайне контрастными. Сближенные тона здесь выполняют роль нюансов, переходов, объединяющих резко контрастные пятна.

Говоря о втором художественном приеме работы с маркетри, следует остановиться на так называемой плоскостной, или фронтальной, композиции. Здесь также остаются в силе основные принципы: целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие и единство. Особенно четко должен быть решен вопрос композиционного центра и соподчиненных частей.

Решая вопрос тональной (цветовой) композиции в плоскостном изображении маркетри и применяя в первую очередь контрастные световые сочетания, нужно умело выравнивать светлоту используемых фанерок в наборе. При решении подобных вопросов полезно учитывать, что полутон, положенный между двумя сильными контрастными тонами, смягчает их. Также снижается контрастность, если одно из контрастных полей обведено темной или светлой каймой.

Плоскостная композиция, использует в своих решениях и такие, подчиняющиеся закономерным построениям, изображения, как орнамент, фриз, масверк, или понятия ритма, раппорта, симметрии.

Орнамент - это изображение, построенное по определенной закономерности, включающей, как правило, симметрию и ритм. Иногда эта закономерность выявляется четко, иногда выражается лишь в образно повторяющихся акцентах, называемых в этом случае ритмикой. Орнамент обязательно включает в построение контраст: разность в цвете, форме, размерах, насыщенности деталями и т. д. Поскольку понятие «орнамент» объединяет в себе очень многие виды стилизованных изображений, различают следующие его виды: геометрический, строгий, вольный, симметричный, асимметричный, изолированный, ленточный (фризовой), раскрытый, закрытый, розетка, масверк и др.

Ритм - чередование элементов в изображении, подчиняющееся пространственной, цветовой и пластической закономерности. Ощущение ритма возникает при наличии не менее трех повторений. Правильные интервалы между элементами орнамента создают впечатление устойчивости, статичности (они называются также метрическим рядом), закономерно изменяющиеся - отражают динамику, движение. В изобразительном искусстве ритм не всегда выражается строго математически.

Раппорт — согласованный набор элементов, повторяющийся в орнаменте. Шаг раппорта — интервал чередования — иногда также называют раппортом.

Симметрия — соразмерное, пропорциональное расположение частей относительно центра. Она включает такие понятия, как линия симметрии и соответствующая ей зеркальная симметрия плоской фигуры; плоскость симметрии и соответствующая ей зеркальная симметрия объемной фигуры; ось симметрии и соответственно — осевая симметрия и некоторые другие понятия.

Понятия «симметрия», «ритм», «метрический ряд», «раппорт» с различных сторон характеризуют аналогию в изображении или в художественной поделке. Из сказанного сделаем выводы для резчика или маркетриста. Поскольку мастер работает в дереве и выполняет все элементы декора вручную, а не по трафарету, это освобождает его иногда от необходимости точного повторения элементов ритма или построения строгой симметрии, что неизбежно при использовании трафарета, т. е. при машинизации процесса (лепка бордюров и карнизов, набивка ткани, машинная обработка резных изделий и др.). Замечание важно потому, что выполнение точной копии вручную значительно труднее вольного повторения в виде варианта, особенно при работе с деревом, где сам материал (расположение волокон древесины, возможные сколы, обходы изъянов) способствует возникновению вариаций.

В заключение можно сделать вывод, что оправданы будут строгий ритм, симметрия и иные построения в геометрической резьбе или в маркетри, где используют трафарет и инструмент, дающий штамп, а также в машинизации процесса резьбы с применением фрез, например при выполнении сферических вогнутых и выпуклых элементов, решеток, ремешков и т. д. Но работа с изобразительными мотивами использует не ритм, а ритмику, не геометрическую симметрию, а симметрию равновесия или зрительную симметрию.

Общие законы композиции в резьбе по дереву

Для резчика по дереву композиция решается в основном рисунком (в плоскорельефной резьбе) и пространственным размещением объемов. Но и цвет не может не приниматься во внимание. Соприкосновение с ним начинается уже при выборе материала для темы. Например, скульптура женской модели, особенно работа с маской, требует мелкотекстурной монотонной древесины, лучше светлых тонов, таких, как самшит, береза, липа, фуша и др. Особенно ответственная задача возникает тогда, когда мастер прибегает к искусственному изменению цвета древесины отдельных частей композиции.

Такая же тонкая задача цветовой композиции появляется, если резная поделка выполняется сборной из различных кусков древесины одной и той же породы. И непосредственно с проблемами цветовой гармонии резчик сталкивается в работах с накладной резьбой из отличающихся по цвету пород дерева или в рельефной интарсии.

Также и задачи композиции рисунка в плоскорельефной резьбе, а иногда в барельефной и горельефной перекликаются с теми же правилами, которые были изложены для фронтальной композиции. Редкая работа по дереву, даже объемная, обходится без использования орнамента, правил ритма, симметрии. Здесь мы остановимся лишь на отдельных уточнениях изложенных положений, применимых для резьбы по дереву.

Резьбовые композиции по характеру использованных элементов можно разделить на три группы: орнаментальные, сюжетные и сюжетно-орнаментальные. Орнаментальные композиции могут решаться во фризовом исполнении, а также в виде изолированных украшений: розеток, обрамлений, накладных рамочек. Последние подразделяются на композиции раскрытые, развивающиеся от центра, и закрытые, имеющие всегда четкий внешний линейный контур.

Выполняя орнаментальную композицию, необходимо помнить, что покрыть орнаментом поверхность не всегда значит сделать ее красивой, художественно выразительной. В общей композиции поделки орнамент наносится на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить, подчеркнуть другую поверхность. И здесь должны учитываться равновесие и пропорции создаваемых этим орнаментом контрастных расчлененных полей (гладкого и резного), их согласованность и связь с главным композиционным центром. Иначе говоря, орнаментируемая площадь и ее расположение - это локальное и общее композиционное решение, хотя и не однозначное, но продуманное, сведенное к гармонии.

Подбирая тот или иной орнамент, мы соотносим его характер и рисунок с назначением поделки, т. е. с ее утилитарной основой. Надо помнить, что орнамент, если даже он чисто геометрический, несет в себе определенное настроение, содержание. Он может быть строгим, лаконичным, спокойным или торжественным, а также игривым, легким, изящным или же напряженным, резко угловатым и т. д.

Сюжетные композиции в резьбе включают в себя фигуры людей, животных, растений, т. е. то, что не связано с геометрией, строгим орнаментом. Этот вид композиции наиболее сложен, особенно если учесть, что изображенные на ней фигуры должны быть не натуралистичными, а декоративно преобразованными, или, как говорится, стилизованными. Задача их - украшение предмета, поэтому форму, контур, взаимную композицию используемых фигур нужно тщательно продумать и отработать.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru