Учебное пособие для начинающих

Резьба по дереву

       

Маркетри с уточненным цветом фанерок (работа по лицевой поверхности)

Выше уже упоминалось, что цвет древесины сильно изменяется после обработки поверхности набора в маркетри и покрытия ее лаком. При серьезной работе маркетрист как художник не будет удовлетворен процессом набора почти вслепую, когда настоящая цветовая композиция маркетри появится перед ним только после полировки лакового покрытия, а точнее - после того, как древесина под действием света и иных факторов устоится в цвете. Последнее замечание особенно относится к некоторым красным породам дерева, например акажу.

Цвет акажу через несколько месяцев темнеет до такой степени, что в сравнении с буком из более светлого превращается в более темный. На рис. 264 можно видеть темно-красные стрелы солнечных лучей, набранные из акажу, которые в момент набора были яркими, светло-розовыми. Такие досадные огрехи заставляют иногда предпринимать переделки в законченной работе: соскабливать в этом месте слой лака, делать замену частей набора и заново полировать.

Указанные недостатки можно почти полностью устранить, если набор в маркетри вести из фанерок, уже предварительно слегка отшлифованных и покрытых двумя-тремя слоями лака. В том случае, когда нужны будут иные цвета фанерок, предварительно не покрытых лаком, это можно сделать непосредственно перед их подборкой и наклеиванием.

Рис. 267.
Алжирский пейзаж. Маркетри

Таким образом, работа превращается в визуальный мозаичный набор. Как и в живописи, она требует более длительного времени (например, на работу с пейзажами, приведенными на рис. 267 и 268, потребовалось по три-четыре месяца), обязательной замены, часто неоднократной, ранее найденных участков на новые после того, как будут выполнены в цвете соседние. Здесь будет действовать известный в живописи принцип относительности цвета: цвет данного участка зависит от цветового окружения.

Рис. 268.
«Ода древу». Ансамбль резной рамы (акажу, груша, карельская береза) и маркетри

Правда, указанный прием вызовет технические затруднения в наклеивании набора на основу, а также большую жесткость фанерок при резании, но эти трудности преодолимы. После того как набор маркетри скреплен обычными бумажными подклейками с обратной стороны, его наклеивают лицевой стороной на плотную бумагу (например, чертежную) с помощью резинового клея. Бумажные наклейки после этого счищаются, и набор наклеивается счищенной стороной, как обычно, на основу. В этом случае изображение после наклейки остается прямым, а не обратным, что также имеет свои преимущества при работе. Перед наклеиванием набора на основу надо внимательно просмотреть его поверхность и, если нужно, прошлифовать фанерки с проникшим через них лаком.

Наклеенная резиновым клеем бумага легко снимается, набор выравнивается шлифовкой и обрабатывается так же, как было описано выше. Возможные при этом посветления отдельных участков объяснимы: со временем они вновь приобретут тот цвет, который имели в момент набора (если, конечно, они были покрыты лаком задолго до набора).

Практика работы описываемым методом показывает, что доводку и коррективы приходится делать и после того, как набор,- наклеенный на основу, отшлифован и покрыт первыми слоями лака: где-то ушла грязь, где-то более четко выявилась текстура древесины - все это потребует нового согласования цветовых пятен. Но такая корректировка будет незначительной.

Маркетри на сферической поверхности

Уметь декорировать любую кривую поверхность мозаичным набором из шпона (фанерок) особенно заманчиво для резчика по дереву. Это расширяет его возможности и по художественному решению, и по составлению композиции.

Набор маркетри на сферической поверхности (доски, поделки) лучше делать непосредственно на месте. Для этого рисунок переносится на декорируемую поверхность, и на нее приклеиваются кусочки фанерок набора. Чем больше кривизна поверхности, тем меньше площадь таких фанерок. Лучше начинать работу с тех мест, которые станут базой рисунка и менее подвергнутся последующим изменениям в цвете: фон в натюрморте, небо в пейзаже и др. В этом случае их легче приклеить увлажненными без покрытия лицевой стороны лаком, тогда они (особенно орех для темного фона) более податливы к сгибанию. Дальнейшую работу или, по крайней мере, последнюю ее стадию надо делать, покрыв все приклеенные и, высохшие фанерки лаком, последующие фанерки набора также предварительно лакируются по лицевой стороне. На заключительной стадии набор маркетри на сферической поверхности не вызывает трудности, так как оперировать приходится уже мелкими кусочками фанерок.

Перед тем как приклеить части набора окончательно, лучше сначала наживить их небольшим количеством клея или булавками, чтобы видеть цветовое сочетание с окружением. В такой работе с мелкими кусочками фанерки достаточно надежны и другие водные клеи (кроме столярного), например ПВА.

В иных случаях при удалении уже приклеенного участка фанерки нарушается и поверхность основы. Но преодоление таких технических трудностей является несравнимо более легким, чем творческие поиски в композиции.

На рис. 269 приведены примеры маркетри, выполненного на выпуклой сферической поверхности. Сначала была заготовлена достаточно толстая доска из липы, которая позволяла сделать одну ее сторону сферической, выпуклой. На бумаге проводилась окружность такого же радиуса, что и заготовка, и в нее композиционно вписывался рисунок задуманного натюрморта. Этот же рисунок послужит затем и предварительной выкройкой для отдельных частей набора. На сферическую поверхность рисунок переносился через копирку позонно.


Рис. 269. Облицовка основания серванта. Резьба (махагони, бук), фанеровка, маркетри, интарсия

В процессе выполнения набора сначала наклеивался темный фон из ореховой фанерки с разрезами и стыками в узких местах полей или в виде долевых полосок, если площадь фона была большой. Виноградные кисти, детали корзиночки и другие мелкие элементы наклеивались в последнюю очередь.

Реализация сюжета в маркетри

Практика выполнения маркетри показывает, что его техническая сторона усваивается легко. В процессе работы возможны ошибки, такие, как образование «чижей» после обработки поверхности набора, расхождение швов вследствие использования влажных фанерок или совпадения направления волокон древесины основы и набора, появление сетки трещин на полировке, выгорание отдельных мест из-за применения протрав или красителей, потемнение участков красного дерева и др. Но все эти ошибки или легко исправимы на месте, или преодолеваются с опытом.

Другая сторона - наиболее ответственная и трудная - это художественное решение, композиция задуманного сюжета. Поэтому лучше сразу принять во внимание, что маркетри является видом декоративно-прикладного искусства и ее исполнитель берет на себя задачи художника. Иной, более поверхностный подход к маркетри приведет к творческой неудаче, несмотря на многолетний практический опыт.

Следует также учитывать и тот факт, что художественные возможности маркетриста значительно сужены по сравнению с работой красками, однако это не избавляет его от необходимости знания общих законов красоты в изобразительном искусстве, тем более что ограниченность цветовой палитры в маркетри иногда позволяет найти интересные решения, а родственные цвета древесины в наборе помогают мастеру выдержать общий тон, общий цветовой строй в наборе маркетри, что часто трудно дается художнику с его изобилием красок. Способствует художественному решению и текстура древесины. Именно эти положительные качества в маркетри берет на вооружение мастер при выполнении своего произведения.

При этом обычно намечаются два пути художественного решения. Один из них - условно-декоративный, диктуемый интересным рисунком и цветом древесины имеющихся в распоряжении маркетриста фанерок, под них автор подбирает и сюжет, и цвет, и манеру исполнения. Другой путь - выполнение уже готового (по замыслу или в виде копии с оригинала) сюжета, который можно решить в цветовой гамме, обусловленной природой различных пород древесины. При таком подходе маркетрист часто прибегает к искусственному расширению цветового спектра в виде протрав, морения или отбелки древесины.

Как и художник в живописи, маркетрист сталкивается с общими законами изобразительного искусства: композиция, рисунок, цветовое сочетание. Хороший маркетрист должен расти как художник и иметь школу в рисунке и в работе с красками. Маркетри как вид искусства стоит того, чтобы им заниматься серьезно.

Пейзажи, показанные на рис. 267 и 268, выполнены в манере, максимально приближенной к живописи. Наибольшие площади фанерок использованы лишь в небе, всё же остальное составлено из множества мелких кусочков естественных пород древесины, где цвет, текстура и направление волокон каждого из них были подчинены характеру задуманного сюжета, его рисунку и взаимоувязке в цветовой композиции.

Примеры и приемы возможного приближения деревянного мозаичного набора к живописи ограничены определенными пределами. Не только по той причине, что маркетри не может конкурировать с красками в передаче всех полутонов и нюансов цвета, но и потому, что природа натурального дерева с его живым мерцанием и переливами, чистотой цвета, неповторимостью рисунка волокон древесины придает особую эстетическую ценность произведению. И это всегда будет накладывать на маркетри, с одной стороны, определенную условность, с другой - неповторимую декоративную прелесть.

Говоря о реализации художественного сюжета в технике маркетри, полезно обратить внимание читателя на одну особенность этого вида декоративно-прикладного искусства. Зритель, рассматривающий работу мастера, убедившись, что она выполнена из натуральных пород древесины, невольно заинтересовывается и проникается уважением к труду художника.

Маркетри может претерпеть неблагоприятные условия хранения, но, снова отшлифованное и покрытое лаком, останется таким же, каким вышло из-под рук мастера. Та же «вечность» и утилитарная необходимость предопределили появление интарсии, или художественного набора паркетных полов: они могут быть подвергнуты многократной циклевке и сохранить свой первозданный вид.

Учитывая сказанное, мы должны рассматривать технику маркетри с точки зрения ее специфических правил архитектоники. Так, например, использование других материалов в маркетри кроме древесины (гравировка с заполнением контурных линий мастикой, аппликационные наклейки и др.) и искусственное изменение ее цвета (морение, протравы, отбеливание, обжиг) требуют от мастера также не нарушить принцип долговечности, надежности. Поэтому применение упомянутых техник и приемов «улучшения» художественных достоинств маркетри должно выполняться в меру и осознанно, с пониманием их вынужденного характера. Так, маркетрист, желая подписать свою работу, иногда пользуется обычным пером и тушью, ставя свою подпись на зачищенную лаковую поверхность, которая затем снова покрывается лаком.

Таким же образом вносятся иногда и другие исправления обнаруженных после покрытия лаком ошибок. Но все эти меры вынужденные, и допустимость таких приемов должна быть соотнесена с качеством и художественной ценностью изделия.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru