Учебное пособие для начинающих

Резьба по дереву

       

Выполнение основания

Необходимость сделать основание с четким геометрическим контуром в виде трех лепестков возникла в конце работы с поделкой и вызвана следующими соображениями: создать целостность всего ансамбля изделия, так как образовался стилевой разрыв между витой подставкой и столешницей (напомним, что резьба велась вслепую из-за трудности сделать предварительный эскиз, рисунок или макет поделки); связать нижние 24 ветви подставки и уберечь их от раскола в процессе эксплуатации стола путем привинчивания некоторых из них со стороны подставки и прижатия других таким же образом посредством кожаных и резиновых прокладок; приподнять поделку над полом, оградив ее тем самым от случайного задевания ногами; подчеркнуть форму нижней части подставки в виде трехлепесткового контура.

Основание выполнено из старой древесно-стружечной чертежной доски, усилено в два раза по толщине накладками по контуру, облицовано карельской березой так же, как и светлые поля столешницы. Снизу, с целью поднять основание над полом и еще более приподнять ветви витой подставки, к основанию привинчены три круглые деревянные пробочки-ножки с войлочными накладками.

Обод выполнялся из той же древесины, что и на столешнице, также с направлением торцов деталей к зрителю. Швы стыковки деталей подгонялись к одной из выемок, в которых потом были просверлены отверстия и вставлены шарики на ножках из лимонной древесины. Шарики более крупные, чем на столешнице, их ножки служат одновременно и штифтами для прочности крепления обода к основанию.

Темная фаска по контуру лепестков снята под углом 45° и сильно протонирована натуральной морилкой (для упрощения работы). Светлая полоска ниже темной фаски представляет собой фанеровку березовым шпоном.

Очевидно, ряд шариков на основании нуждается в дополнении другими, промежуточными, более мелкими: или светлыми, или темными.

Обезьянки (см. рис. 254). Решение заселить «джунгли» витья подставки обезьянками возникло не только из желания проделать эксперимент в привлечении сюжетной резьбы к декору столика, но и тем самым попытаться «опоэтизировать» работу. Этого потребовало и композиционное решение ансамбля. Дело в том, что при поиске уровня столешницы по отношению к подставке между ними появился интервал, нужный для того, чтобы открыть обозрение витья подставки в ее верхней части. Но он еще более усилил стилевой разрыв между подставкой и столешницей: и по форме резьбы, и по цвету, и по использованной древесине. Поэтому потребовались дополнительные связующие детали. Таким образом появились в верхней части подставки обезьянки в виде фигурной фризовой колоннады, а для дальнейшей увязки всей композиции - и другие обезьянки, разбросанные по подставке. Понятно, почему в качестве материала дпя их исполнения выбрано красное дерево: этим введен связующий тон между темно-коричневой подставкой и деталями столешницы. Конечно, при этом был продуман и сюжет: наверху сидят мартышки, некоторые из них забавляются, рассматривая семью горилл (см. рис. 257), расположившуюся внизу «джунглей», дразнят этих горилл. Между обезьянками наверху также имеется сюжетная связь - борьба за обладание бананами.

Рис. 257.
Пара горилл - детали столика (см. рис. 254)

Автор этой поделки считает излишним давать здесь советы по выполнению самой скульптуры обезьян, так как за исполнение этой работы может взяться резчик, уверенный в своих возможностях. Однако некоторые технические приемы, использованные при изготовлении описываемой работы, могут оказаться полезными.

Во-первых, нет необходимости вырезать из целого куска дерева каждую из обезьянок. Передние и задние лапы некоторых из них (и, конечно, хвосты) здесь сделаны приставными, что давало возможность использовать направление волокон древесины вдоль конечностей и обеспечить тем самым их прочность. Чтобы решить вопрос цветовой стыковки составных деталей, они сначала пропитывались маслом для живописи (запах Олифы неприятен в работе, так как она содержит токсичные вещества и может вызвать аллергию), а затем просушивались сутки в теплом месте. Потом места стыковки, где цвет деталей не совпадал, корректировались тонированием с помощью натуральной водной морилки, куда добавлялось немного мыла для лучшей адгезии (сцепления) с промасленной древесиной. Кроме того, такие места, а также сколы, щели, даже отдельные отколовшиеся, кусочки можно было исправить с помощью шпаклевки.

Шпаклевка приготавливалась каждый раз для конкретного места в маленькой порции следующим образом. В небольшую кучку опилок красного дерева объемом около 1 см3 добавлялся столярный клей, готовый для склеивания древесины, туда же пускалось две-три капли горячей воды из клеянки дпя разжижения клея, а затем - две-три капли масла для живописи (или олифы) с целью создания эмульсии. В противном случае замазка, сделанная на одном клею, будет блестеть и отличаться по тону от промасленной древесины. Высохшая шпаклевка обрабатывалась шкуркой, протиралась маслом.

Конечно, когда определялся в пластилине «образ» той или иной обезьянки, продумывался одновременно и способ соединения их с приставной деталью. Например, крепление лучше давать в двух местах, увеличивать по возможности площадку контакта при склеивании или усиливать соединение деревянным штифтом и т. д.

Крепились обезьянки к своему месту с помощью деревянной шпильки, вставленной одним концом в корпус обезьянки, другим - в подставку, но с поиском наклона отверстия в подставке, что было сделать иногда трудно, т. е. добиться точного положения обезьянки, естественно сидящей, идущей или принявшей какую-либо другую позу. Приходилось сначала делать небольшое отверстие, изготовлять маленькую пробную шпилечку, иногда заделывать неудачное отверстие вставкой на клею и сверлить новое.

Также трудно технически просверлить отверстие в подставке, где нельзя подступиться с дрелью или с другим прибором дпя сверления. В данном случае пригодился маленький патрон для зажима сверла от небольшого токарного станка или дрели, куда завинчивалось сверло нужного диаметра и вручную делалось отверстие на какой-либо ветви подставки.

Иногда приходилось крепить обезьянок с помощью двух-трех гвоздиков (в дополнение к деревянному штифту). В этом случае сверлилось соответствующее отверстие, как правило, в одной из лап обезьянки, куда утапливалась и шляпка гвоздика, а углубление заделывалось шпаклевкой.

Особое выражение фигуркам обезьян придают глаза. В таком миниатюрном размере их из дерева не выполнишь иначе, как в виде прорезов, углублений, отверстий, что и применялось в отдельных случаях в данной поделке. Но оказалось, что в некоторых случаях вопрос решается, удачно, причем без нарушения общей гармонии поделки, с помощью маленьких стеклянных шариков, отлично имитирующих глаза. Такие шарики пришлось создавать следующим образом. Из имеющихся в продаже булавок с цветными стеклянными головками отбирались две-три темные. На спиртовой горелке головка размягчалась разогреванием докрасна. Другой стальной булавочкой, имеющей лишь маленькую металлическую головку, от размягченной головки отделялась небольшая порция стеклянной массы (около 1/3), и разогреванием в пламени горелки эта порция стекла расплавлялась до обволакивания металлической головки. Таким образом из одной стандартной покупной булавки можно сделать три-четыре маленькие с головками требуемого размера.

Потом булавочки укорачивались надфилем до нужной длины и вставлялись в проделанные в глазницах отверстия. Для крепления был достаточен обычный пластилин цвета древесины или невысыхающая замазка, цвет которой тоже подходил. Пластилин вминался предварительно в отверстие, куда вставлялась булавочка, а излишек его удалялся кончиком заостренной спички.

Особо требовалось решить вопрос о таких деталях фигурок обезьян, которые из дерева выполнить нельзя, но без чего обойтись было бы невозможно. Это хвосты. Было найдено простое и неожиданное решение. В качестве материала использовалась нужной толщины проволока из алюминия, меди или отожженной стали. Определялись размер, форма, изгиб выполненного из нее хвоста, затем вся проволока, кроме посадочного конца, обматывалась сплошным слоем льняной или хлопчатобумажной нити.

На обмотку наносился немного разжиженный горячий раствор столярного клея, и тут же он со всех сторон обсыпался опилками красного дерева, пальцами выравнивалась форма получившегося хвоста. После высыхания он зачищался шкуркой, если нужно, подправлялся опилками с клеем, затем покрывался лаком. Результат оказался полностью удовлетворяющим всем требованиям: прочность на изгиб или отрыв, соответствие цвета и фактуры поверхности корпусу обезьянки, возможность поворотом вокруг посадочного конца корректировать положение хвоста в поисках наиболее выразительной позы обезьянки при общем монтаже. Посадочный конец закреплялся в отверстии сначала рукой с усилием, для чего отверстие сверлилось поглубже, а затем место перехода от корпуса к хвосту подправлялось шпаклевкой.

Обратим внимание на принципиальную сторону в данном вопросе: обмотка нитью является связующим слоем между металлом и древесными опилками, что позволяет использовать столярный клей. Поэтому нельзя применять синтетическую нить, например капроновую, к которой столярный клей не приклеится.

Естественно, читатель сделает и другой вывод из описанного: таким образом можно получить любые стержневые, тонкие и удлиненные детали, которые могут встретиться в резьбе по дереву, так же как и изготовление подобным образом фигур обезьянок в целом может быть использовано для какой-либо другой сюжетной композиции.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru