Столярные и плотничные
работы

§ 38. Общие сведения о монтаже и монтажном оборудовании

Монтаж деревянных конструкций ведется различными способами: отдельными элементами, частями или сборочными единицами конструкций. Способ монтажа столярных изделий зависит от размера устанавливаемых изделий и методов их подъема.

Монтаж деревянных конструкций рекомендуется вести укрупненными элементами или блоками, собираемыми на предприятиях или строительных площадках.

Рациональнее монтаж из готовых конструктивных элементов — ферм, полуферм, арок, панелей, оконных и дверных блоков, секций перегородок, шкафных блоков. Конструктивный элемент сразу устанавливают в проектное положение, что значительно ускоряет и удешевляет монтаж зданий.

В проектное положение деревянные конструкции можно устанавливать путем подъема, надвигания конструкций, подъема поворотом и др.

При монтаже деревянных конструкций весь процесс расчленяют на отдельные этапы, состоящие из подготовительных работ, сборки и установки конструкций в проектное положение.

Подготовительные работы предусматривают проверку правильности размеров проемов, в которые монтируют конструкции; прочности и устойчивости монтируемых деревянных конструкций; рабочего состояния инструмента и механизмов для подъема, подмостей, сигнализации.

До установки на место деревянные конструкции следует тщательно выверить, а также проверить, все ли сделано по защите их от увлажнения и поражения грибками.

Места строповки изделий отмечают краской. Проверяют точность сборки конструкции, соответствие ее рабочим чертежам, а также допущенные отклонения. Необходимо тщательно проверить места установки конструкций, устранить имеющиеся неровности или отклонения.

Установка конструкций на место заключается в строповке, подъеме и установке в проектное положение, выверке и окончательном их закреплении.

Деревянные конструкции монтируют по заранее утвержденным технологическим картам, а если они отсутствуют — по утвержденной схеме.

Для монтажа деревянных конструкций применяют монтажное оборудование — краны, лебедки, блоки, тали и различные монтажные приспособления — стропы, траверсы, захваты. Указанные машины и приспособления используют также для погрузочно-разгрузочных работ.

Краны. В строительстве широко используют краны с поворотной платформой представляющие собой подъемно-транспортные машины, с помощью которых можно производить подъем, горизонтальное и наклонное перемещения грузов, а также поворачивать их вокруг вертикальной оси колонны (башни) крана.

Краны, установленные на место и в процессе монтажа не меняющие своего положения, называют стационарными, а краны, которые в процессе монтажа могут перемещаться, — передвижными (самоходными). К передвижным стреловым кранам относятся гусеничные, автомобильные, пневмоколесные.

Для монтажа строительных конструкций применяют самоходные стреловые краны — пневмоколесные, гусеничные, автомобильные и др. Эти краны имеют большую подвижность, на их установку и передвижение не требуется рельсовых путей.

Лебедки. Различают лебедки специальные и общего назначения. Специальные лебедки используют в кранах для подъема и опускания грузов (грузовые) и для изменения положения стрелы (стреловые).

По способу установки различают стационарные и передвижные лебедки.

Лебедки общего назначения бывают с ручным и механическим приводом (от электродвигателя или от двигателя внутреннего сгорания) .

Лебедки с ручным приводом используют для монтажных работ с малой скоростью перемещения грузов, а также для оттягивания грузов при их подъеме. Лебедки с механическим приводом подразделяют на редукторные, реверсивные и фрикционные.

К работе на лебедке допускаются рабочие, хорошо знающие ее устройство и управление ею. Перед пуском смазывают трущиеся части механизмов лебедки, проверяют их исправность и надежность крепления, а также крепление каната и болтовые соединения, пусковую аппаратуру.

Канаты. Для монтажа деревянных конструкций, подъема и опускания грузов применяют пеньковые, стальные и капроновые канаты.

Пеньковые канаты служат для ручного подъема грузов через блоки, а также для устройства расчалок и оттяжек. Канаты выпускаются двух видов — смоленые и бельные. Бельные канаты более гибкие и удобные в работе, но при увлажнении теряют свою прочность, подвержены загниванию. Смоленые канаты, пропитанные горячей смолой, прочнее и долговечнее бельных, менее подвержены разрушительному действию влаги; применяются преимущественно при монтажных работах.

Стальные канаты используют для подъема, опускания и перемещения грузов, изготовления стропов, вант, оттяжек. Ими оборудуют грузоподъемные механизмы — краны, лебедки, полиспасты, тали и др.

До работы с канатами следует проверить надежность и прочность крепления их к барабанам лебедок и крюкам. К барабану лебедки канат крепят пропуская его в наклонное отверстие барабана. Чтобы канат не переломился, наклон отверстия в барабане Должен соответствовать направлению витков каната.

Стропы. Для строповки строительных грузов, панелей перекрытий, стен, балок и ферм применяют стропы грузовые канатные (ГОСТ 25573—82). В соответствии с этим ГОСТом выпускаются стропы с прямолинейными ветвями для подъема и транспортирования: с монтажными петлями одноветвевые — 1СК (рис. 122, а), двухветвевые — 2СК (рис. 122, б), трехветвевые — ЗСК (рис. 122, в) и четырехветвевые — 4СК (рис. 122, г). Помимо этого имеются стропы без монтажных петель: кольцевые — СКК (рис. 122,д) и двухпетлевые — СКП (рис. 122, е). Грузоподъемность стропов с прямолинейными ветвями, кольцевых и двухпет-левых равна 0,32...32 т.

Рис. 122. Стропы для строительства: а — одноветвевой 1СК, б — двухветвевой 2СК, в — трехветвевой ЗСК, г — четырехветвевой 4СК, д — кольцевой СКК, е — двухпетлевой СКП, ж — схема строповки двумя стропами СКК, з — схема строповки груза двумя стропами СКП; 1 — разъемное звено, 2 — уравнительное звено, 3 — уравнительная нить, 4 — канатная ветвь, 5 — захват

Канатные ветви стропов изготовляют из целого каната без сращивания. Грузовые стропы до начала работы должны пройти техническую проверку в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Гостехнадзора и правилами по технике безопасности в строительстве. Схема строповки конструкций приведена на рис. 122, ж, з.

При строповке грузов надо правильно подобрать строп и надежно прикрепить его к грузу. Строп не должен иметь крутых изгибов, петель или перекручиваний.

Для захвата конструкций, которые надо строповать в двух точках и более, применяют траверсы, представляющие собой обычную балку, изготовленную из труб с подвесками. Такелажные приспособления в виде траверс, стропов, захватов крепят к рабочим органам грузоподъемных машин кольцами, крюками, петлями.

Рейтинг@Mail.ru