Adobe Photoshop

Альфа-канал в Photoshop

А где, собственно, в Photoshop'е сохраняется контур выделения? Или по-другому спросим: откуда его в случае необходимости доставать, чтобы оно снова появилось на рисунке?
Если заранее не знать, угадать невозможно.
Откройте палитру Channels (каналы) и внизу под цветовыми каналами увидите еще один, дополнительный канал (это называется альфа-канал), куда
и попадает выделение (см. рис. 1.92). Если вы сохраняли разные контуры выделения, каждый будет сидеть в отдельном альфа-канале.

Вроде бы, что общего у сохраненного выделения и цветовых каналов? Совсем ничего. Но операции с ними выполняются одинаковым образом, а кроме того, альфа-канал легко превратить в цветовой, о чем вам будет рассказано ближе к концу этой главы.

Альфа-канал в Photoshop Более быстрый способ сохранить выделение в альфа-канале - нажать эту кнопку на палитре Channels. Тут даже диалоговое окно не появляется, имя канала у вас тоже не запрашивают - Photoshop молча создает каналы с именами Alpha I, Alpha 2 и т. д.
Альфа-канал в Photoshop Когда понадобится восстановить на рисунке сохраненный контур выделения, можно воспользоваться этой кнопкой или командой Load channel as selection. Можно также щелкнуть мышкой по альфа-каналу с клавишей Ctrl.
На самом деле, Ctrl-щелчком можно создать выделение не только из альфа-канала, но и из любого цветового. Выделится, к примеру, все зеленое. А вы это зеленое, к примеру, удалите. И останется, к примеру, все красное и синее.

Альфа-канал в Photoshop

Рис. 1.92. Выделение сохранено в альфа-канале

Точно так же вы можете создать выделение из любого слоя - Ctrl-щелчок по слою в палитре Layers, и на рисунке появится контур, созданный вокруг непрозрачных участков данного слоя. Если были размытые, полупрозрачные участки, программа все это учтет.
На рисунке 1.92 видно, что Photoshop назначил горячую клавишу Ctrl-4 для быстрого перехода на новый альфа-канал. Для следующих альфа-каналов Photoshop автоматически назначает клавиатурные комбинации Ctrl-5, Ctrl-6, ..., Ctrl-9. А потом перестает -клавиши заканчиваются.

На рисунке 1.92 этого не видно, а знать это тем не менее весьма полезно: мы можем мгновенно загрузить из канала контур выделения по комбинациям Alt-Ctrl-4, Alt-Ctrl-5, ..., Alt-Ctrl-9. Даже не переходя для этого в панель Channels.
А если у вас было уже что-то выделено на рисунке, что станет с тем контуром после восстановления выделения из альфа-канала? Исчезнет, конечно, новый контур его заменит. Но в наших силах сделать, чтобы не исчез.
Создавая выделение любым из способов (щелчком по кнопке Load channel as selection или Ctrl-щелчком), нажмите клавишу Shift. Тогда произойдет добавление к выделенному (сложение). Если нажмете Alt - выйдет вычитание канала из существующего выделения. А если нажать вместе Shift и Alt, то на рисунке останется только область пересечения выделений.

Загружаем выделение из альфа-канала с именем 
        Quadrate

Рис. 1.93. Загружаем выделение из альфа-канала с именем Quadrate

Другой способ взять контур выделения из альфа-канала - воспользоваться командой Load Selection в меню Select (см. рис. 1.93). Тут, как видите, нас спрашивают:

  • какой из альфа-каналов использовать - список Ctaannel;
  • загрузить выделение в прямом или в инвертированном (обращенном) виде - строка Invert. Был выделен автомобиль - с настройкой Invert выделится все кроме автомобиля;
  • из какого файла (открытого в Photoshop, естественно) взять альфа-канал - список Document. Мы тут же смекаем: значит, можно и из другого! Это, конечно, здорово. Имеется, правда, одно ограничение: у того файла должны быть точно такие же геометрические размеры, как и у этого, иначе в списке Document его просто не окажется.
    (Зато в любой документ, вне зависимости от его размеров, мы сможем скопировать наш альфа-канал - взяли мышкой да перетащили. А чтобы он попал в новый рисунок точно по центру, тащите его с «шифтом»);
  • если что-то на рисунке к тому моменту уже было выделено, станет доступна нижняя секция диалогового окна, определяющая способ сложения выделений. New Selection - заменить старое новым, Add... - добавить, Subtract... - вычесть, Intersect... - пересечь с выделением.

Когда я выбираю мышкой свой альфа-канал или нажимаю Ctrl-4, Photoshop отключает все цветовые каналы (отчего рисунок пропадает) и включает черно-белое изображение альфа-канала. Теперь я могу рисовать в нем любым инструментом, стирать ластиком, выделять какие-то области, закрашивать, обрабатывать размывками и прочими фильтрами - все как на обычном рисунке.
Как, кстати, и цветовой канал, - если вдруг какие-то сложные творческие замыслы от вас этого потребуют. В новом файле цветовой канал станет альфа-каналом.
Соответственно, будет изменяться контур выделения, который здесь хранится. Вспомните, кстати, про быструю маску (Quick Mask) - тут все очень похоже. Когда закончите редактирование канала и создадите из него контур выделения, можете вернуться к работе с рисунком. Для этого щелкните в панели каналов по строке RGB или, что намного быстрее и проще, нажмите клавиатурную комбинацию Ctrl-~ (тильда). Рисунок включится, альфа-канал выключится.
Белым цветом в альфа-канале обозначаются участки, находящиеся внутри выделения, черным - участки вне его (замаскированные), а серым - участки с частичным, полупрозрачным выделением. Чем светлее был серый цвет, которым мы рисовали, тем в большей степени будет выделен участок, который мы создадим из этого канала. Соответственно, применяя к рисунку фильтры или иные обработки, мы будем применять их к более светлым участкам в большей степени, чем к темным.
Вспомним фотографию кошки, которую мы пытались плавно затемнить в главе «Градиентная заливка». Вооруженные новыми познаниями, мы сможем теперь сделать это иначе, более корректно. Зальем альфа-канал радиальным градиентом от черного к белому, сделаем Ctrl-щелчок и получим градиентное выделение.
(Пусть вас не смущает тот факт, что рамка из «бегущих муравьев» пройдет в каком-то совсем неожиданном месте, как на рисунке 1.94: в случае размытого выделения она просто обозначает границу 50-процентной прозрачности).

Кошка в контуре градиентного выделения

Рис. 1.94. Кошка в контуре градиентного выделения

Вернемся к редактированию изображения (Ctrl-~), выберем слой с кошкой и выполним одну из команд изменения яркости-контраста (Levels, Curves или Brightness/Contrast). К разным частям рисунка затемнение будет применено в различной степени: к выделенным - в максимальной, к невыделенным в минимальной, к частично выделенным светлым сильнее, к частично выделенным темным слабее.
А вот еще вариант применения градиентного выделения: копирование Фрагмента с градиентным выделением и вставка в другом рисунке. В результате будет плавный переход от одного рисунка к другому.
Или еще: ослабевающая в каком-то направлении, как бы сходящая на нет заливка текстурой.
Очень хорошо работает в альфа-канале и фильтр размывки Gaussian Blur из меню Filter > Blur. Он тоже создает в черно-белом изображении серые переходы, но по-своему. Особенно радует тот факт, что гауссово размытие можно применить в узкой каемке вокруг объекта.
Скажем, вы выделяете объект сложной формы, создаете из выделения альфа-канал, потом преобразуете выделение в каемку вокруг объекта (например, при помощи команды выделения бордюра Select > Modify > Border) и уже по этому выделению производите размывку (в альфа-канале, а не на рисунке!). Фрагмент, вырезанный по такому размытому на краях выделению, можно поставить на какой-то фон, и он будет очень хорошо смотреться вне зависимости от того, что это был за фон - темный, светлый, сложная текстура или вообще другая фотография. Важно только верно выбрать ширину каемки и силу размывки - поэкспериментировав с этими вещами, вы скоро этому научитесь -почувствуете, сколько, когда и каким образом.
Думаю, жизнь подскажет вам десятки других применений частичного выделения, которое создается при помощи вездесущего альфа-канала. Ведь подавляющее большинство операций обработки света и цвета, фильтров и эффектов Фото в Photoshop возможно не только по градиентной, но и вообще по любой неоднородно прозрачной маске.
А вот еще одно: альфа-канал можно превратить в цветовой. Помните, я говорил вам, что кроме обычных цветов разрешено использовать плашечные - например, для серебряной или бронзовой (золотой) краски.
Щелкните по кнопочке Options © в правом верхнем углу палитры каналов (Channels). Вылезет, как и положено, некое меню. В этом меню вы найдете команду New Spot Channel (новый плашечный канал), которая создает на основе выбранного альфа-канала новый - цветовой, плашечный (у. вас запросят его имя). При этом и сам альфа-канал останется в целости и сохранности.
Если же сам альфа-канал вам на самом деле ни зачем не нужен, можете сразу переделать его в плашечный: в том же меню возьмите другую команду -Channel Options (параметры канала). В ее диалоговом окне надо будет пометить строку Spot Color (плачешный цвет) и сказать ОК.
При выводе цветоделенных пленок для полиграфии из плашечного канала будет создана отдельная пленка, по которой будет создана отдельная печатная форма.


Рейтинг@Mail.ru