Учебное пособие

ADOBE PHOTOSHOP

       

Служебные слои в Photoshop

Кроме обычных слоев, на которых размещаются рисунки или их фрагменты, в Photoshop есть и некоторые другие их разновидности. На слое может не быть вообще никакого рисунка, но он будет выступать в роли своего рода светофильтра для нижних слоев. Вместо того чтобы портить исходный рисунок, меняя в нем соотношение цветов, контраст и яркость, заливая градиентом, делая размывку и прочие обработки, мы можем абсолютно безболезненно выполнять все обработки в таких пустых Pattern... слоях.

Результат будет выглядеть так же, как если бы Levels... мы все эти сто пятьдесят обработок поочередно выполнили над самим изображением. Я уж не говорю о том, что отменить любую из них, поменять ее параметры, поменять порядок обработок (а он тоже весьма важен!), да и просто выкинуть такой обработочный слой - это просто раз плюнуть.
Чтобы выбрать тип слоя, который вам сейчас нужен, щелкните по кнопке Create new fill or adjustment layer (создать новый заливочный или настроечный слой) Служебные слои в Photoshopи посмотрите на имеющийся ассортимент (см. рис. 1.61).
Служебные слои в списке разбиты на четыре группы.

Типы слоев

Рис. 1.61. Типы слоев

В первой собраны слои-заливки - цветом, градиентом и текстурой, в остальных - настроечные (корректирующие) слои разных типов: для коррекции яркости, контраста, цветового баланса, для тонкой регулировки цветов и для создания некоторых дополнительных эффектов (негатив, пороговая обработка, постеризация).
В меню Layer есть два подменю аналогичного состава: в подменю Fill Layers собраны заливочные слои, а в Adjustment Layers - настроечные.
При создании служебных слоев вы сможете применить свои глубокие познания, полученные в других главах этого раздела, потому что графическому редактору нашему, в общем, нет разницы, делаем ли мы заливку цветом или коррекцию яркости прямо в слое с рисунком или же создаем для этого служебный слой. Заливка - она заливка и есть. Диалоговые окна появляются одни и те же. Впрочем, некоторые мелкие отличия все же будут. И конкретно -в заливочных слоях. Из-за чего?
К примеру, когда вы строите градиент на обычном слое, вам непременно предлагают провести на рисунке линию, обозначающую направление, а также точки начало и окончания цветовых переходов. При создании заливочного слоя никаких линий проводить нам не дают - слой пустой и таким останется. Зато в соответствующем диалоговом окне появляются новые настройки для задания угла и диаметра.
Итак, заливочные слои.

  • При создании слоя со сплошной заливкой (Solid Color) появляется обычное окно выбора цвета Color Picker (см. рис. 1.14). С помощью таких слоев вы сможете тонировать (подкрасить) изображение. Можно сделать это, меняя прозрачность слоя, но правильнее сочетать изменение прозрачности с подбором подходящего режима смешивания: меньше будут потери в нижних слоях.
  • Слой с градиентом Gradient накладывает на изображение своего рода пленочку с переходами цветов. Щелкнув по стрелке в списке Gradient (рис. 1.62), выбираете один из стандартных вариантов заливки, а щелкнув по самому рисуночку с градиентом - создаете свой. Как это обычно происходит, мы говорили в главе «Градиентная заливка».

Регулятор Angle задает угол наклона градиента, окошко с движком Scale - масштаб (фактически - длину линии, которую мы бы провели в обычном слое).
Применяя самодельные градиенты, подбирая режимы смешивания, мы сможем имитировать довольно сложные эффекты освещения/затенения.

  • При создании слоя с узором (Pattern), вы должны будете выбрать из списка одну из имеющихся текстур. Если нужно, сможете увеличить или уменьшить масштаб текстуры движком Scale (см. рис. 1.63).

Создаем слой с градиентной заливкой

Рис. 1.62. Создаем слой с градиентной заливкой

Создаем слой с градиентной заливкой в Photoshop

Рис. 1.63. Создаем слой с градиентной заливкой

Слой такого типа позволит вам как бы покрыть объект выбранной текстурой, изменить вид его поверхности (если, конечно, верно выбрать режим смешивания).
О создании настроечных слоев рассказывать особо нечего: как я уже говорил, будут появляться обычные в таких случаях диалоговые окна.
По умолчанию название служебному слою дается вполне осмысленное - с названием заключенной в нем обработки (см. рис. 1.64). Кроме того, слой каждого типа выглядит в палитре Layers по-своему снабжен пиктограммой того или иного вида.
Чтобы поменять параметры заливки или настройки, достаточно двойного щелчка по этой пиктограмме - меняйте, сколько влезет.
Я не сказал вам еще об одном очень существенном обстоятельстве, сопутствующем созданию служебных слоев. Если при создании служебного слоя у вас на рисунке было что-то выделено, то влиять он будет только на эту выделенную часть. Причем даже тогда, когда выделение вы снимете. Достигается это созданием в служебном слое еще одного объекта - маски (вторая снизу строка на нашем рисунке), которая обрезает слой по размерам выделенной области. О том, что это за маска и как работает, вы узнаете в главе «Маска слоя».
В остальных служебных слоях квадратики масок пусты, а значит, никто никого не обрезает.
Еще один интересный вопрос: а можно ли как-то ограничить воздействие служебного слоя? Ведь если ничего специально не предпринять, то подкрашиваются или иным способом корректируются все ниже лежащие слои, а это нам, может быть, вовсе и не требуется. Конечно, можно взять нижний слой и утащить наверх, выше корректирующего. Но не всегда это именно то, что доктор прописал. Правильнее будет поступить иначе: сгруппировать служебные слои со слоем, на который они должны влиять. Тогда все те, кто останется за пределами этой группы, даже если они лежат ниже, обработкой затронуты не будут.

Заливочные и настроечные слои в палитре Layers

Рис. 1.64. Заливочные и настроечные слои в палитре Layers

Группировкой слоев заведует команда Group with Previous (сгруппировать со следующим) в меню Layer. Из названия понятно, что надо сначала выбрать мышкой служебный слой, а потом ввести эту команду. В слое появится такая стрелочка .
Можно присоединять и дальше.

Есть еще два способа сделать то же самое - клавиатурная комбинация Ctrl-G и щелчок мышкой с клавишей Alt no линии между слоями (такого способа у нас пока еще не было). В качестве признака того, что Photoshop правильно понял ваши намерения, он покажет вам курсор в таком виде: Служебные слои в Photoshop.
Чтобы разгруппировать слои, можно пользоваться любым из трех вариантов:

  • командой Layer > Ungroup,
  • комбинацией Shift-Ctrl-G
  • и повторным щелчком мышкой с клавишей Alt по линии между слоями (курсор будет чуть иного вида: Служебные слои).

Только учтите, что разгруппировав слой из середины стопки, вы заодно разгруппируете и все вышестоящие слои.
Чтобы совсем расформировать группу - исключить из нее сразу все слои, выделите самый нижний слой и введите команду разгруппировки.
На самом деле, в группу могут входить не только служебные слои, но и обычные. Например, в нижнем слое находится рисунок на прозрачном фоне, в верхнем - любая заливка (цветом, градиентом, узором). Сгруппировав их, вы увидите, что заливка верхнего слоя распространяется уже не на весь слой, а только на контур, очерченный нижним рисунком.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru