Технология содержания и
разведения пчелиных семей

       

§ 9. Кочевки с пчелами

Лишь немногие местности обеспечивают пчелиные семьи продуктивным взятком с весны до осени. Поэтому ульи с пчелами приходится перевозить в местности, где нектароносные культуры занимают большие площади. Частые перевозки и обслуживание пасек в полевых условиях способствуют превращению пчеловодства в кочевое.

Перевозка пчел на медосбор и опыление. Перевозка ульев с пчелами различными видами транспорта на массивы нектароносов с целью получения меда и опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур называется кочевкой пасек.

Кочевка пасек - давний прием увеличения медосбора. Кочевка с пчелами в дуплянках практиковалась еще в XVII-XIX ст. Широкое распространение она получила с переводом пчелиных семей на содержание в рамочных ульях. Кочевка имеет важное значение для наращивания силы семей, увеличения медосборов и повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Часто кочевка и рассредоточение пчелиных семей на нескольких точках является единственным способом получения товарного меда.

Пчела при наличии ориентиров может летать на расстояния до 5-6 км от пасеки, однако продуктивным является лет пчел в радиусе 2-3 км. Пчелы больше собирают нектара с участков, расположенных поблизости пасеки. Чтобы полнее использовать медосбор на массивах, удаленных от пасеки более чем на 2 км, ульи с пчелами подвозят и располагают с противоположной стороны от медоносов. Так же при помощи кочевок используют медоносы на значительных расстояниях от пасеки.

Поскольку медоносы цветут один за другим в течение весенне-летнего и осеннего периодов, пчел перевозят несколько раз в течение пасечного сезона. Для этого составляют графики и маршруты перевозок ульев с пчелами на весь пасечный сезон. В процессе кочевок графики и маршруты корригируют в соответствии с конкретными условиями.

При перевозке ульи держат закрытыми, что вызывает беспокойство у пчел. Они наполняют медовые зобики медом, и их основная масса выходит за пределы рамок с расплодом. Поэтому в ульях на время перевозки необходимо устанавливать дополнительные корпуса или магазинные надставки, а в лежаках удалять вставную доску, утепляющую подушку или выпускать пчел под крышу улья. Если пчел выпускают под крышу улья, вентиляционную раму накладывают только на рамки с отводком пчел.

Для успокаивания пчел во время перевозки увеличивают массу автомобиля и платформы за счет дополнительных грузов (насыпают в кузов слой песка или земли, а для амортизации подкладывают под улья сено или траву).

Пасечные точки на кочевке обеспечивают сборно-разборными кочевыми будками, поилками, солнечными воскотопками, инструментами для установки трубчатых колодцев, пчеловодными тележками, газовыми плитами с баллонами, а также термометром, психрометром, радиоприемником.

Для кочевок используются специально изготовленные ульи. Корпуса многокорпусного улья соединяют с дном и крышей при помощи фальцев и укрепляют скрепами различных конструкций. Наиболее распространенной и надежной является ленточная скрепа. На одном конце металлической ленты 2000x20x1 мм укрепляют зажим в виде рычага, при помощи которого улей надежно скрепляется. Лежаки изготавливают с планками, при помощи которых на время кочевок зажимают ульевые рамки. Для кочевых пасек ульевые рамки оборудуют постоянными гофмановскими разделителями.

К рамкам с обычными планками набивают брусочки 100X9X6 мм. При отсутствии разделителей на рамках вставляют временные клинышки с деревянных брусков размером 100х12х10 мм. Один конец с двух сторон скашивают под углом 45°, а в противоположный на расстоянии 10 мм от края забивают гвоздь так, чтобы его концы выходили на 10 мм с обеих сторон. Поверх колышка прибивают гвоздем металлическую пластинку 20х10 мм, на которой между брусками рамки устанавливают разделитель.

Колышки вставляют между рамками по 2 на улочку. Затем все рамки в улье прижимают к одной стенке улья, а с противоположной стороны прочно укрепляют двумя клинышками крайнюю рамку или ставят вставную доску с металлическими фиксаторами.

Соты с медом массой 3-4 кг отбирают и хранят в хранилище для сотов до возвращения пасеки с кочевки. Это предупреждает их обрыв при транспортировании и облегчает погрузку ульев на автомобиль.

Нельзя перевозить ульи с большим количеством несозревшего меда, поскольку это ведет к «запариванию» пчел и гибели семей.

Важное значение имеет устройство вентиляции гнезда на время транспортирования пчел. На многокорпусные улья стаьят дополнительно пустой корпус или надставку на полу рамку, поверх них кладут кочевую сетку. Сетку поверх рамок кладут и в лежаке, двухкорпусном, 10-16-рамочных ульях; летки на время перевозки закрывают наглухо.

В лежаках пчел перевозят и без крыш. Если приходится перевозить ульи с крышами, то в боковых стенках обвязки крыши делают вентиляционные отверстия, закрывая их проволочными сетками. При перевозке этих ульев пчелы выходят под крышу, где зависают в виде естественного роя. Вставные доски переставляют к боковой стенке улья и укрепляют возле нее гвоздями. Если улей переполнен пчелами и в нем более 8 рамок с расплодом, то между крайней рамкой с расплодом и соседним медоперговым сотом создают «воздушный колодец». Для этого вместо 2 сотов ставят 2 пустые рамки.

Крыши к корпусам в лежаках, в 10-16-рамочных и двухкорпусных ульях укрепляют при помощи скрепы изготовления Таганрогского завода.

Грузят ульи при помощи различных погрузочных механизмов. Ульи ставят так, чтобы рамки располагались параллельно оси автомобиля.

Облегчает погрузку многокорпусных ульев содержание семей в контейнерах (рис. 51) или на поддонах.

Механизация погрузки ульев на автомобили

Рис. 51. Механизация погрузки ульев на автомобили.

После перевозки ульи или контейнера с ними разгружают и расставляют на кочевом точке. После этого сразу проверяется качество перевозки и в случае необходимости оказывается помощь семьям пчел.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru