Учебное пособие

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

       

1.6.1. Методы синтеза цвета

Чтобы технически воспроизвести какой-либо цвет, необходимы три стадии. Первая - аналитическая. На этой стадии определяют, из каких количеств синих, зеленых и красных лучей состоит данный цвет. Вторая - градационная. На этой стадии определяют, как изменится последовательность светлот всего сюжета и, соответственно, цветов при воспроизведении. Третья - синтетическая. На этой стадии непосредственно воспроизводят цвет смешением излучений или окрашенных сред.

Цвет можно синтезировать двумя принципиально разными методами - аддитивным и субтрактивным (рис. 17). Аддитивный (суммирующий) синтез цвета предполагает получение цвета наложением излучений основных цветов.

Рис. 17.
Аддитивный (а) и субтрактивный (б) синтез цвета.

Аддитивный синтез цвета применяется в цветных мониторах и на телевидении путем наложения красного, зеленого и синего лучей электронно-лучевой трубки (КЗС - излучение). При сканировании изображение также может быть представлено в виде смеси КЗС излучений.

Аддитивный синтез применяется и при измерении цвета специальными приборами -колориметрами. В аддитивном синтезе под белым цветом мы понимаем смешение основных излучений в равных количествах. Черный цвет - полное отсутствие излучений, серый цвет - промежуточный между белым и черным.

При субтрактивном (вычитательном) синтезе свет попадает в глаз не напрямую, а преобразуясь оптической средой - окрашенной поверхностью. Ее окраска выполняет функцию фильтра излучения источника света. Отражаясь от нее или проходя насквозь, одни лучи ослабляются сильнее, другие слабее. В результате баланс попавших на сетчатку глаза излучений изменяется, что вызывает ощущение цвета.

Субтрактивный синтез предполагает, что цвет получается смешением окрашенных оптических сред (красок). Если синтез триадный, то красок три: Ж - желтая, П - пурпурная и Г - голубая (ГПЖ - краски). Пример триадного субтрактивного синтеза цвета - цветные фотографии, кинофильмы, печатная продукция, изображения, полученные на цветных принтерах.

Субтрактивным синтезом мы никогда не получим белый цвет - только серый или черный. Причина в том, что краска всегда поглощает свет сильнее, чем бумага, на которую она нанесена. В субтрактивном синтезе белым цветом является цвет бумаги, на которой производится печать, при полном отсутствии краски. Черный цвет получается при смешении максимального количества всех трех красок. Серый цвет образуется также смешением всех трех красок в определенных пропорциях.

Однако на практике смешение трех триадных красок дает не черный, а грязный бурокоричневый цвет, а серые тона требуют для воспроизведения неравных количеств ГПЖ красок. Это связано со спектральными характеристиками реальных красок. Чтобы понять, почему это происходит, и разобраться с особенностями реального цветовоспроизведения, необходимо сначала рассмотреть модель идеального синтеза цвета.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru