Окружающий мир
4 класс. 1 часть

       

Мир глазами географа

География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. География очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет исследовали и описывали нашу планету.

  • Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Что изучает география

С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.

География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Хотя название науки переводится как «землеописание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах планеты круглый год лежит снег, а в других растут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти...

Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

Современные географические карты очень разнообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних картах показана поверхность всей Земли, а на других — только какая-нибудь её часть.

  1. Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
  2. Сравните глобус и карту полушарий. В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
  3. Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
  4. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
  5. С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Карта полушарий

Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — полушария, западное и восточное. Как будто глобус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

  • Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась «Большой чертёж». На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К сожалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Проверь себя

  1. Что изучает география?
  2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
  3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
  4. Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замечательных изобретений человечества.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: география, географ.
  2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)». Оформи его на отдельном листе.
  3. В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих георафических объектов.

Странички для любознательных

Из истории карты и глобуса

Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга. В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли, известные тогда учёным. Вся суша на карте была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но о том, как она выглядела, можно судить по картам, составленным позже.

Первый глобус, известный сейчас учёным, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». На «земном яблоке» не было Северной и Южной Америки — эти материки тогда ещё не были открыты. Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.

Многие старинные глобусы и карты были настоящими произведениями искусства. Их украшали рисунками, изящными надписями. Глобусы ставили на красивые подставки (1), а карты помещали в резные рамы. Такие глобусы и карты можно было видеть во дворцах и домах знатных и богатых людей. Галерея карт есть и во дворце Папы Римского в Ватикане (2).

На следующем уроке

Узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

Рейтинг@Mail.ru