Учебник для 4 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Водные богатства нашего края

  1. С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.
  2. По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

    В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природного объекта, составьте план самостоятельно.

    План описания реки

    1. Название.
    2. Где находится исток реки.
    3. Какое течение: быстрое или медленное.
    4. Притоки.
    5. Куда впадает река.
    6. Как река изменяется в разные времена года.
    7. Растения и животные реки.
    8. Использование реки человеком.
    9. Как люди влияют на реку.
    10. Что люди делают для охраны реки.
  1. Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

Значение водных богатств и их охрана

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без которой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Реки, озёра, моря должны быть чистыми! К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они.

В сельском хозяйстве применяют удобрения и ядохимикаты. Случается, что этих веществ используется больше, чем требуется. Тогда дождевая вода принесёт часть удобрений и ядохимикатов в реку, озеро или море.

А теперь представь, что водитель помыл в реке свой автомобиль. В воду попали бензин, машинное масло. Нельзя таким способом мыть автомобили, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды (некоторые их части тоже смазаны машинным маслом).

Очень часто люди бросают в воду мусор. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое другое. Представь, как опасно это для купающихся людей, особенно для тех, кто ныряет. Никогда не выбрасывай в воду мусор! Не оставляй его и на берегу, откуда он может попасть в воду!

Школьники могут оказать помощь взрослым в охране водных богатств: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. В этой работе можешь участвовать и ты.

Внимание! Никогда не ныряй в незнакомом месте! На дне могут оказаться разбитые бутылки и другие предметы с острыми, режущими краями.

Проверь себя

  1. Расскажи о значении водных богатств в жизни людей.
  2. Как взрослые и школьники должны охранять реки, озёра, моря? Делают ли это в вашем крае?
  3. Почему при купании нужно соблюдать осторожность?

Реки, озёра, моря играют в жизни людей огромную роль. В них не должны попадать сточные воды предприятий, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и машинное масло, различный мусор.

Задания для домашней работы

  1. Придумай и изготовь модель, показывающую значение рек, озёр, морей в жизни людей.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». А всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края?
  3. Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.

Боль природы

«Клад» на дне реки

Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 километров они обнаружили: 14 железобетонных плит, 34 куска рельсов, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок. Выводы из этого исследования сделай самостоятельно.

На следующем уроке

Узнаем о важнейших полезных ископаемых своего края, об охране подземных богатств. Будем учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края.

Вспомни, что такое полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru