Окружающий мир
4 класс. 1 часть

       

Планеты Солнечной системы

Познакомимся с планетами

  • Рассмотри схему на предыдущей странице. Что ты можешь рассказать по ней о планетах Солнечной системы? С помощью схемы перечисли планеты: а) в порядке увеличения их размеров; б) в порядке уменьшения их размеров. Проверь себя на «Страничках для самопроверки»(1).

Большинство планет можно увидеть с Земли невооружённым глазом. Они кажутся яркими звёздами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звёзд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.

Земля — сравнительно небольшая планета. Её диаметр равен 12 740 км.

Самая большая планета — Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты, вместе взятые!

Самая маленькая планета — Меркурий. Её диаметр 4 880 км.

У большинства планет есть естественные спутники. Это тоже космические тела Солнечной системы. У Земли один спутник — Луна, у Марса два, а у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Подобные кольца, только гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.

Учёные России и других стран изучают планеты и их спутники с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере и Марсе, а многие планеты они фотографировали с близкого расстояния. В 1959 году первой в мире достигла поверхности Луны созданная в нашей стране автоматическая межпланетная станция «Луна-2». В том же 1959 году советская станция «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны, невидимую с Земли. Через 10 лет, в 1969 году, на Луну впервые ступил человек. Это был американский астронавт Нил Армстронг.

Исследования Луны продолжили советские самоходные аппараты — «Луноходы», управляемые с Земли. Первый из них («Луноход-1») был доставлен на поверхность Луны в 1970 году, второй («Луноход-2») — в 1973 году. И это лишь некоторые страницы истории изучения космоса.

Отчего на земле сменяются
день и ночь и времена года

Проанализируйте схемы. С их помощью попробуйте объяснить причины следующих природных явлений: а) смена дня и ночи; б) смена времён года. Проверьте себя по тексту учебника.

Хорошо знакомые нам явления — смена дня и ночи, смена времён года — связаны с движением Земли в космическом пространстве.

Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии — земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным полюсами. Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за сутки.

Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, — день. На противоположной, находящейся в тени, — ночь.

Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году.

На схеме хорошо видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.

Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную свою часть, то южную. Поэтому и происходит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот.

Практическая работа

  1. Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.
  2. Пусть какой-нибудь источник света, например лампа, изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности. Постарайся представить себе, как происходит смена дня и ночи на Земле.
  3. Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.

Обсудим

Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?

Проверь себя

  1. Назови планеты по схеме на этой странице. Для самопроверки используй схему на предыдущей стронице. Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.

  1. Как движется Земля в космическом пространстве?
  2. Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.
  3. Почему происходит смена времён года на нашей планете?

В состав Солнечной системы входят планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля имеет один естественный спутник — Луну. С движением Земли в космическом пространстве связаны такие природные явления, как смена дня и ночи, смена времён года.

Задания для домашней работы

  1. Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.
  2. Понаблюдайте на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сделанных разными способами.
  3. Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников. Приготовься рассказать на уроке о своих впечатлениях.
  4. Постарайся найти в дополнительной литературе, Интернете информацию о новых научных исследованиях планет Солнечной системы. Подготовь сообщение.

На следующем уроке

Узнаем несколько новых созвездий и звёзд. Будем учиться наблюдать звёздное небо.

Вспомни, какие созвездия тебе уже известны. Какие из них ты можешь найти на небе?

Рейтинг@Mail.ru