|
|
Учебник для 3 класса ОКРУЖАЮЩИЙ МИРВеликий круговорот жизниНаверное, ты знаешь знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помнишь, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? «Он сказал: — Надо уважать все живые существа — от ползающих муравьев до несущихся антилоп! — Но ведь мы едим антилоп! — воскликнул Симба.
— Верно. Но дай мне объяснить, — сказал Муфаса. — Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни, или круговорот веществ, действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: производители, потребители и разрушители. Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды. Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями. Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют бактерии и грибы организмами-разрушителями. Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения. Итак, все живые организмы и почва — участники единого круговорота веществ на Земле.
Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них. Обсудим Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ. Опишите, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.
Проверь себя
Задания для домашней работы По схеме в учебнике или модели научись рассказывать о круговороте веществ на Земле.
|
|
|