Учебник для 3 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Охрана растений

  • Докажи, что растения необходимо охранять.

Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

1. Сон-трава. 2. Купальница. 3. Волчье лыко. 4. Кувшинка. 5. Подснежник. 6. Ятрышник. 7. Водяной орех.

Многие растения, например подснежник, ятрышник, водяной орех, внесены в Красную книгу России. Гораздо реже, чем раньше, попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле больших городов осталось мало ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуждаются в охране.

Богатство природы — лекарственные растения. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются.

Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина этого — вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

8. Колокольчик. 9. Пижма. 10. Птичья гречишка. 11. Ландыш. 12. Тысячелистник. 13. Подорожник. 14. Пастушья сумка. 15. Валериана.

Правила друзей природы

По этим условным знакам сформулируйте правила поведения в природе. Сравните их с правилами в учебнике.

  1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.
  2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
  3. В лесу будем ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

Важно оберегать зелёные насаждения в городах и посёлках, больше деревьев и кустарников сажать возле домов и школ, в скверах и парках.

Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц.

Обсудим

  1. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?
  2. Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

Проверь себя

  1. Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
  2. Назови несколько растений, нуждающихся в охране.
  3. Что люди делают для охраны растений?
  4. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими. Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый человек должен бережно относиться к растениям.

Задания для домашней работы

  1. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Кукушкины слёзки», «Как одолели одолень-траву», «Ещё немного о редких растениях». Подумай о своём поведении в природе. Всегда ли ты бережно относишься к растениям?
  2. С помощью взрослых оформи для своих младших товарищей книжку-малышку «Береги растения!». На первой странице напиши, что сказали бы растения ребятам, если бы могли говорить.

Странички для любознательных

Ботанический сад

Хочешь посмотреть, как растут бананы, ананасы, кофейные деревья? Для этого необязательно ехать на их родину, в далёкие жаркие страны. Можно отправиться в ботанический сад.

Вот оранжереи. Здесь под стеклянными крышами растут бананы, ананасы, кофейные деревья и другие диковинки зелёного царства...

Особая забота учёных ботанического сада — разведение редких растений. Представь, что какой-нибудь вид растений исчезнет в природе. Если в ботаническом саду сохранится хотя бы несколько растений этого вида, их можно будет размножить и вернуть в природу.

На следующем уроке

Узнаем, на какие группы учёные делят царство животных. Будем учиться классифицировать животных, определять их с помощью атласа-определителя.

Вспомни, какие группы животных ты знаешь. Каковы главные признаки каждой из этих групп?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru