Учебник для 3 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Превращения и круговорот воды

Три состояния воды

  • Подумай, в каких трёх состояниях вода находится в природе.

При температуре 0°С вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег.

Лёд и снег — это вода в твёрдом состоянии.

Мы протёрли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.

В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

Ты знаешь, что вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется! Из-за этого зимой иногда лопаются водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

Круговорот воды

Проделаем опыт. Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, например тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной.

Мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз. Как же объяснить то, что мы наблюдали?

Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Так мы с помощью опыта смоделировали круговорот воды в природе.

С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах обычно лежит лёд и снег). Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега.

  1. Рассмотрите первый рисунок. Что на нём показано? Что обозначают стрелки на этом рисунке? Расскажите, что происходит с частицами воды при образовании пара и льда.

    С помощью рисунка объясните, почему при превращении в лёд вода расширяется. (Обратите внимание на особое расположение частиц льда и образующиеся между ними промежутки.)

  2. Рассмотрите схему на втором рисунке. Расскажите по ней о круговороте воды в природе. Попросите других ребят проверить вас.
  3. Из выданных вам деталей соберите модель круговорота воды. Проверьте себя по схеме в учебнике.

Проверь себя

  1. В каких трёх состояниях вода находится в природе?
  2. При каком условии образуется лёд? Отчего он тает?
  3. Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?
  4. Как происходит круговорот воды в природе? Какими способами мы его моделировали?

Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: состояние, испарение, круговорот.
  2. Изготовь из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота воды в природе. Расскажи по этой модели о круговороте воды.

На следующем уроке

Узнаем, почему и как надо охранять и беречь воду. Научимся изображать с помощью модели источники загрязнения воды.

Вспомни, как люди используют воду. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru