Учебник для 3 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

   

Как устроен мир

Изучая этот раздел. мы будем учиться:

  • классифицировать объекты природы;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • определять место человека в окружающем мире;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей;
  • осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

Природа

Узнаем, на какие царства учёные делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей.

Вспомни, что относится к неживой и живой природе. Какие растения называются дикорастущими, а какие — культурными? На какие группы делят животных?

Разнообразие природы

  • Используя иллюстрацию, докажи, что природа удивительно разнообразна.

Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (то есть распределяют по группам) все объекты природы.

Как ты уже знаешь, природу делят на живую и неживую. Живую природу изучает особая наука — биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука).

Всё живое учёные-биологи делят на большие группы — царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. Бактерии — крошечные организмы. Многие из них в тысячи раз меньше песчинки! Бактерии живут повсюду — в воде, в воздухе, даже во рту человека. Но впервые их увидели только тогда, когда изобрели увеличительный прибор — микроскоп.

Ценность природы для людей

  • Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Докажи.

Природа — важнейшее условие жизни людей. Нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища. Всё это даёт нам природа. Природа даёт людям хлопок и шерсть, древесину и металлы, уголь и нефть и многое-многое другое. Природа радует, восхищает нас своей красотой. Она охраняет наше здоровье. Знаешь ли ты, что зелёный цвет листьев и травы успокаивает человека, снимает усталость? Отлично закаляют игры на свежем воздухе, купание в реке, прогулки на лыжах по зимнему лесу... Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее.

И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок — только разгадывай!

  1. Прочитайте в рабочей тетради первый абзац текста «Разнообразие природы». Что относится к неживой природе, а что — к живой?
  2. Вспомните, что вы узнали во 2 классе об отличиях живых существ от объектов неживой природы. Сравните по этим признакам камень и кошку. Приведите свои примеры, подтверждающие различия неживого и живого.
  3. Придумайте задание к рисунку на с. 4 — 5 и предложите другим ребятам выполнить его.
  4. К каким царствам живой природы относятся: берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (1).

Проверь себя

  1. Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?
  2. На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке.
  3. Раскрой ценность природы для людей.

Природа удивительно разнообразна. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов.
  2. Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.
  3. В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Обрати внимание на то, что раньше учёные относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством природы. Найди в рассказе объяснение этому.

Странички для любознательных

Что такое лишайники?

Посмотри, как красивы лишайники! Лес, где их много, выглядит словно сказочный.

Многие учёные относят лишайники к царству грибов. Но другие учёные считают их самостоятельным царством живой природы!

Почему же у учёных такое разное мнение о месте лишайников в природе? Дело в том, что лишайник — это удивительный организм, состоящий из гриба и водоросли. Под микроскопом видно, что тело лишайника как бы сплетено из грибных нитей, между которыми находятся крошечные зелёные водоросли.

Лишайники на стволах деревьев

На следующем уроке

Узнаем, чем человек отличается от других живых существ. Научимся различать внешность человека и его внутренний мир. Постараемся осознать необыкновенную сложность внутреннего мира человека.

Вспомни внешнее и внутреннее строение тела человека. Подумай, внутреннее строение и внутренний мир человека — это одно и то же? Если нет, как ты понимаешь разницу?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru