Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

2.2. Мировое Древо как отражение единства мира

Язык искусства универсален, а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира. Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали устройство Вселенной (то есть макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (то есть микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.

Одним из ключевых образов искусства выступает Мировое Древо, воплотившее универсальную концепцию многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашёл отражение в произведениях устного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно-приклад-ного творчества).

Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. По представлениям любого из древнейших народов, мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. (Вспомните известные вам картины мироздания в античной мифологии и в Библии.)

Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя — с землёй, а нижняя — с подземным царством. С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трёх природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трёх частей человеческого тела (голова, туловище, ноги). С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) — копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т. д., а с нижней (корнями) — земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т. д.

Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живёт птица Анзуд, посередине — дева Лилий, в корнях — змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную «влагу глубин» в чашу, подставленную больным.

Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа. Рассмотрите памятный камень древних германцев, на котором воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего — Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

Г. Фрейд. Бог Один. Скульптура

В «Старшей Эдде» (X в.) — замечательном памятнике древнеисландского эпоса представлена такая картина мироустройства. В песне «Прорицания вёль-вы» (то есть провидицы) говорится о её пробуждении от мёртвого сна. Верховный странствующий бог Один пытается узнать у вёльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далёкие времена, когда ещё не проросло Мировое Древо — ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Одином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вёльва:

            ... Помню девять миров
            и девять корней,
            и древо предела,
            ещё не проросшее.

            В начале времён
            не было в мире
            ни песка, ни моря,
            ни волн холодных,
            земли ещё не было
            и небосвода,
            бездна зияла,
            трава не росла...

            Солнце не ведало,
            где его дом,
            звёзды не ведали,
            где им сиять,
            месяц не ведал
            мощи своей...

            Ясень я знаю
            по имени Иггдрасиль,
            древо, омытое
            влагою мутной;
            росы от него
            на долы нисходят;
            над источником Урд
            зеленеет он вечно.

Возле источника, где растёт дерево, появляются три «девы судьбы» — норны.

            Мудрые девы
            оттуда возникли...
            судьбы судили,
            жизнь выбирали
            детям людей,
            жребий готовят.

(Перевод А. Корсуна)

Вёльва видит всё: небесное и земное царства, преисподнюю Хель, где дракон грызёт трупы тех, кто нарушал клятвы, соблазнял чужих жён, совершал подлые убийства. Наконец, вёльва прорицает и грядущую гибель богов.

Интересно отметить, что в других песнях «Старшей Эдды» содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар «огненного мира». Иней таял от жара, и от него возникло первое существо — великан Имир. Боги, живущие в кроне Мирового Древа, убили Имира, а из его тела создали мир. Череп великана стал небом, плоть — землёй, кровь — морем, кости — горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки — источники судьбы человека, его ветви объедают четыре оленя — символизирующие четыре стороны света.

Свои представления о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н. Афанасьев (1826-1871) в книге «Древо жизни» говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом:

«А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и мёдом двенадцать источников».

А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта Константина Бальмонта (1867-1942) «Славянское Древо»:

    Корнями гнездится глубоко,
    Вершиной восходит высоко,
    Зелёные ветви уводит в лазурно-широкую даль.
    Корнями гнездится глубоко в земле,
    Вершиной восходит к высокой скале,
    Зелёные ветви уводит широко в безмерную синюю даль.
    Корнями гнездится глубоко в земле и в бессмертном подземном огне,
    Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,
    Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.

Мировое Древо растёт вглубь, ввысь и вширь. Создаётся впечатление, что его силы повсеместно проникают во все три измерения. Но в его власти оказывается и четвёртое измерение — Человек, его эмоциональный и духовный мир:

        И знает веселье,
        И знает печаль.
        И от моря до моря раскинув свои ожерелья,
        Колыбельно поёт над умом и уводит мечтание в даль...

С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и тёмных сил. Славянское древо — источник красоты, добра и чуда — хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

        Свежительны бури, рожденье в них чуда,
        Колодец, криница, ковёр-самолёт.
        И вечно нам, вечно, как сон изумруда,
        Славянское Древо цветёт.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru