|
|
Учебник МХК для 7-9 классов Мировая художественная культура2.2. Мировое Древо как отражение единства мираЯзык искусства универсален, а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира. Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали устройство Вселенной (то есть макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (то есть микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.
Одним из ключевых образов искусства выступает Мировое Древо, воплотившее универсальную концепцию многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашёл отражение в произведениях устного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно-приклад-ного творчества). Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. По представлениям любого из древнейших народов, мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. (Вспомните известные вам картины мироздания в античной мифологии и в Библии.) Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя — с землёй, а нижняя — с подземным царством. С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трёх природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трёх частей человеческого тела (голова, туловище, ноги). С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) — копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т. д., а с нижней (корнями) — земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т. д. Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живёт птица Анзуд, посередине — дева Лилий, в корнях — змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную «влагу глубин» в чашу, подставленную больным. Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа. Рассмотрите памятный камень древних германцев, на котором воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего — Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.
Г. Фрейд. Бог Один. Скульптура В «Старшей Эдде» (X в.) — замечательном памятнике древнеисландского эпоса представлена такая картина мироустройства. В песне «Прорицания вёль-вы» (то есть провидицы) говорится о её пробуждении от мёртвого сна. Верховный странствующий бог Один пытается узнать у вёльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далёкие времена, когда ещё не проросло Мировое Древо — ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Одином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вёльва: ... Помню девять миров
В начале времён
Солнце не ведало,
Ясень я знаю
Возле источника, где растёт дерево, появляются три «девы судьбы» — норны. Мудрые девы
(Перевод А. Корсуна) Вёльва видит всё: небесное и земное царства, преисподнюю Хель, где дракон грызёт трупы тех, кто нарушал клятвы, соблазнял чужих жён, совершал подлые убийства. Наконец, вёльва прорицает и грядущую гибель богов. Интересно отметить, что в других песнях «Старшей Эдды» содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар «огненного мира». Иней таял от жара, и от него возникло первое существо — великан Имир. Боги, живущие в кроне Мирового Древа, убили Имира, а из его тела создали мир. Череп великана стал небом, плоть — землёй, кровь — морем, кости — горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки — источники судьбы человека, его ветви объедают четыре оленя — символизирующие четыре стороны света. Свои представления о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н. Афанасьев (1826-1871) в книге «Древо жизни» говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом:
А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта Константина Бальмонта (1867-1942) «Славянское Древо»: Корнями гнездится глубоко,
Мировое Древо растёт вглубь, ввысь и вширь. Создаётся впечатление, что его силы повсеместно проникают во все три измерения. Но в его власти оказывается и четвёртое измерение — Человек, его эмоциональный и духовный мир: И знает веселье,
С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и тёмных сил. Славянское древо — источник красоты, добра и чуда — хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно: Свежительны бури, рожденье в них чуда,
|
|
|