|
|
Учебник МХК для 7-9 классов Мировая художественная культура18.2. Радуга русского танцаРусский танец, как музыка и песня, — один из древнейших и люби-мейших видов народного творчества. У каждого танца — своя многовековая история и традиции. Невозможно сосчитать, сколько народных танцев бытует сегодня в России, но для каждого из них характерны широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота, сочетающиеся с чувством собственного достоинства.
Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков. Во многих танцах, дошедших до наших дней, мы видим приметы далёкой старины, связанные с обожествлением природы, когда небо, солнце, лес и луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования давно забылись, а песни и танцы, сопровождающие народные праздники, свидетельствуют о прочных художественных традициях. Так, например, в средней полосе России, как только начинали колоситься озимые, молодые люди собирались за околицей, становились в два ряда и брали друг друга за руки выше кисти таким образом, что четыре кисти образовывали квадрат. Пары держались плотно, создавая живую дорожку из рук. Предварительно выбирали красивую девочку лет двенадцати, одевали её в нарядный сарафан и украшали яркими лентами. Девочка шла по «дорожке» из рук, а в это время хоровод медленно двигался к полю озимой ржи. Юноши и девушки пели: Пошёл колос на ниву,
Когда вся процессия появлялась у кромки поля, девочка срывала горсть колосьев и бежала к церкви, бросая их у стены. В этом танце, получившем название «Колосок», мы не можем не заметить отзвуков языческих ритуальных игрищ, призванных содействовать хорошему колошению хлебов, а следовательно, — богатому урожаю в будущем. Позднее танцевальное творчество получило выражение в выступлениях странствующих скоморохов, в их озорных песнях и весёлых плясках. Эти потешники демонстрировали собравшимся меткие шутки, поучительные небылицы и комические сценки из крестьянской жизни. Частенько они высмеивали монахов и представителей власти, а поэтому ак-тёров-скоморохов отлучали от церкви и подвергали проклятию. В ответ на упрёк монахов, выразившийся в пословице «Плясать — беса тешить», в народе говорили: «Плясать — врага топтать», «Всяк спляшет, да не как скоморох». Ранние упоминания о скоморохах встречаются ещё в «Повести временных лет» — одной из первых русских летописей, созданной в XII веке. Их выступления, как сказано в этом древнейшем литературном памятнике, привлекали «толпами людей на них, так что они давят друг друга». Упоминаются скоморохи и в народных былинах, воспевающих богатырей русских. Ни один «почестей пир», ни одно народное празднество и гулянье не обходилось без их участия. А в Софийском соборе в Киеве — красивейшем храме древней Руси, построенном в XI веке, сохранились фрески с изображением пляшущих скоморохов. Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод. Он сочетает танец с пением, с драматическим действием, изображающим определённые трудовые или иные процессы. История возникновения хороводов восходит ещё ко временам Древней Греции, когда плясавшие в честь богини Афродиты нимфы делились в танце на множество групп. На Руси хороводам («карагодам» или «танкам») придавалось особое значение. Как сообщает одна из древнейших летописей, участие в хороводе имело чудодейственную силу: излечивало от болезней и отгоняло злых духов.
Русский народный танец Хороводные развлечения начинали устраивать с приходом весны. Как только появлялась первая зелёная травка, в народе говорили: «Весна пришла — игра пошла». Местом для проведения хороводов выбирались живописные лесные поляны вдоль берегов рек и озёр, луга за околицей деревни, пригорки близ церкви, а зимой — обычные деревенские избы. Девушки являлись туда в своих лучших нарядах, расшитых бисером и украшенных лентами. Нередко в толпе зрителей находились будущие женихи и свекрови, внимательно присматривающиеся к танцующим девушкам. Ну как тут не постараться, не вложить в свой наряд всю фантазию и умение! Собиралися девушки все во кружок,
— пелось в одной из хороводных песен. Русские хороводы по преимуществу были девичьими. Вершиной их танцевального мастерства всегда считалось умение плавно пройти по кругу, как бы неся на голове драгоценный сосуд с дорогим содержимым.
Русский хоровод. Лубок При этом плясуньи едва заметно перебирали ногами под длинным сарафаном, определяя общий ритм и счёт шагов. Создавалось впечатление, что девушка не идёт, а словно плывёт, как лебёдушка, по воде... Именно такие, плавные и степенные девичьи хороводы с лёгким притоптыванием каблучками, были особенно популярны на Руси. Но иногда, взявшись за руки и двигаясь по кругу в такт музыке, девушки пели, имитируя различные действия. Так, например, если начинали звучать слова: Заинька, попляши,
участницы хоровода плясали и даже скакали. Содержанием некоторых хороводов становилась обычная работа сельской женщины: сеяние льна, его обработка, прядение и ткачество. Многие хороводы посвящались брачной тематике: выбору невесты или жениха, взаимоотношениям в семье будущего мужа и т. д. Возглавляла и направляла хоровод ведущая — «хороводница», обычно самая бойкая и говорливая, умелая и авторитетная в деревне женщина. Она вела хоровод, обучала танцевальному искусству новичков, приглашала в круг и молодых парней. Рисунок хоровода был удивительно разнообразен: шли «репьём» (то есть гуськом»), «змейкой», «вили верёвку», образовывали крест, полукрест или круг. Диалогичная форма песен во многом определяла композицию хоровода (особенно игрового). Все участники делились на две группы и начинали вести между собой «разговор». Они брались за руки парами, образовывали ворота, подходили друг к другу, а затем отступали. Со временем круговые хороводные движения начали распадаться на бесчисленное множество составляющих его плясок. Так зарождалось народное танцевальное искусство: появлялись пляски-кадрили с интереснейшими рисунками (прямыми линиями, кругами и зигзагами), переплясы — вольные, импровизированные танцы, не сковывающие танцора определённой композицией, дающие возможность каждому показать любимые движения и всё, на что он способен.
К числу таких танцев относится популярная в народе мужская пляска — трепак. Она начиналась с выхода, затем плясавший вставал прямо, скрестив на груди руки или лихо подбоченясь. Далее следовали сильный удар о землю подмёткой и широкий взмах руками. Начиналась пляска, обычно исполняемая двумя танцорами. Так как она строилась на контрастах, то один из исполнителей воплощал в танце положительного героя, а другой — отрицательного. Кто кого перепляшет?.. Об этой пляске в народе сложено немало пословиц, подчёркивающих её отчаянный, залихватский характер: «Не жалей каблука, валяй трепака» или «Бей трепака, не жалей каблука». Не так ли плясал Цыганок из повести А. М. Горького «Детство»?
Цыганский танец
|
|
|