Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

18.2. Радуга русского танца

Русский танец, как музыка и песня, — один из древнейших и люби-мейших видов народного творчества. У каждого танца — своя многовековая история и традиции. Невозможно сосчитать, сколько народных танцев бытует сегодня в России, но для каждого из них характерны широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота, сочетающиеся с чувством собственного достоинства.

Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков. Во многих танцах, дошедших до наших дней, мы видим приметы далёкой старины, связанные с обожествлением природы, когда небо, солнце, лес и луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования давно забылись, а песни и танцы, сопровождающие народные праздники, свидетельствуют о прочных художественных традициях.

Так, например, в средней полосе России, как только начинали колоситься озимые, молодые люди собирались за околицей, становились в два ряда и брали друг друга за руки выше кисти таким образом, что четыре кисти образовывали квадрат. Пары держались плотно, создавая живую дорожку из рук. Предварительно выбирали красивую девочку лет двенадцати, одевали её в нарядный сарафан и украшали яркими лентами. Девочка шла по «дорожке» из рук, а в это время хоровод медленно двигался к полю озимой ржи. Юноши и девушки пели:

          Пошёл колос на ниву,
          На белую пшеницу...
          Родися, родися,
          Рожь с овсом;
          Живите богато
          Сын с отцом...

Когда вся процессия появлялась у кромки поля, девочка срывала горсть колосьев и бежала к церкви, бросая их у стены. В этом танце, получившем название «Колосок», мы не можем не заметить отзвуков языческих ритуальных игрищ, призванных содействовать хорошему колошению хлебов, а следовательно, — богатому урожаю в будущем.

Позднее танцевальное творчество получило выражение в выступлениях странствующих скоморохов, в их озорных песнях и весёлых плясках. Эти потешники демонстрировали собравшимся меткие шутки, поучительные небылицы и комические сценки из крестьянской жизни. Частенько они высмеивали монахов и представителей власти, а поэтому ак-тёров-скоморохов отлучали от церкви и подвергали проклятию. В ответ на упрёк монахов, выразившийся в пословице «Плясать — беса тешить», в народе говорили: «Плясать — врага топтать», «Всяк спляшет, да не как скоморох».

Ранние упоминания о скоморохах встречаются ещё в «Повести временных лет» — одной из первых русских летописей, созданной в XII веке. Их выступления, как сказано в этом древнейшем литературном памятнике, привлекали «толпами людей на них, так что они давят друг друга». Упоминаются скоморохи и в народных былинах, воспевающих богатырей русских. Ни один «почестей пир», ни одно народное празднество и гулянье не обходилось без их участия. А в Софийском соборе в Киеве — красивейшем храме древней Руси, построенном в XI веке, сохранились фрески с изображением пляшущих скоморохов.

Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод. Он сочетает танец с пением, с драматическим действием, изображающим определённые трудовые или иные процессы. История возникновения хороводов восходит ещё ко временам Древней Греции, когда плясавшие в честь богини Афродиты нимфы делились в танце на множество групп. На Руси хороводам («карагодам» или «танкам») придавалось особое значение. Как сообщает одна из древнейших летописей, участие в хороводе имело чудодейственную силу: излечивало от болезней и отгоняло злых духов.

Русский народный танец

Хороводные развлечения начинали устраивать с приходом весны. Как только появлялась первая зелёная травка, в народе говорили: «Весна пришла — игра пошла». Местом для проведения хороводов выбирались живописные лесные поляны вдоль берегов рек и озёр, луга за околицей деревни, пригорки близ церкви, а зимой — обычные деревенские избы. Девушки являлись туда в своих лучших нарядах, расшитых бисером и украшенных лентами. Нередко в толпе зрителей находились будущие женихи и свекрови, внимательно присматривающиеся к танцующим девушкам. Ну как тут не постараться, не вложить в свой наряд всю фантазию и умение!

        Собиралися девушки все во кружок,
        Расходилися во лесок,
        Садилися на лужок,
        Где муравонъка и цветок.
        Сорывали с цветов цветочки,
        Надевали на головы веночки.
        Пошли в хоровод, пошли в хоровод!
        В хороводе веселились,
        По забавушкам пустились,
        Песни славно запевали,
        Подружечек собирали:
        Собирайтесь во единый кружок!

— пелось в одной из хороводных песен.

Русские хороводы по преимуществу были девичьими. Вершиной их танцевального мастерства всегда считалось умение плавно пройти по кругу, как бы неся на голове драгоценный сосуд с дорогим содержимым.

Русский хоровод. Лубок

При этом плясуньи едва заметно перебирали ногами под длинным сарафаном, определяя общий ритм и счёт шагов. Создавалось впечатление, что девушка не идёт, а словно плывёт, как лебёдушка, по воде... Именно такие, плавные и степенные девичьи хороводы с лёгким притоптыванием каблучками, были особенно популярны на Руси. Но иногда, взявшись за руки и двигаясь по кругу в такт музыке, девушки пели, имитируя различные действия. Так, например, если начинали звучать слова:

          Заинька, попляши,
          Серенький, поскачи!-

участницы хоровода плясали и даже скакали. Содержанием некоторых хороводов становилась обычная работа сельской женщины: сеяние льна, его обработка, прядение и ткачество. Многие хороводы посвящались брачной тематике: выбору невесты или жениха, взаимоотношениям в семье будущего мужа и т. д.

Возглавляла и направляла хоровод ведущая — «хороводница», обычно самая бойкая и говорливая, умелая и авторитетная в деревне женщина. Она вела хоровод, обучала танцевальному искусству новичков, приглашала в круг и молодых парней.

Рисунок хоровода был удивительно разнообразен: шли «репьём» (то есть гуськом»), «змейкой», «вили верёвку», образовывали крест, полукрест или круг. Диалогичная форма песен во многом определяла композицию хоровода (особенно игрового). Все участники делились на две группы и начинали вести между собой «разговор». Они брались за руки парами, образовывали ворота, подходили друг к другу, а затем отступали.

Со временем круговые хороводные движения начали распадаться на бесчисленное множество составляющих его плясок. Так зарождалось народное танцевальное искусство: появлялись пляски-кадрили с интереснейшими рисунками (прямыми линиями, кругами и зигзагами), переплясы — вольные, импровизированные танцы, не сковывающие танцора определённой композицией, дающие возможность каждому показать любимые движения и всё, на что он способен.

К числу таких танцев относится популярная в народе мужская пляска — трепак. Она начиналась с выхода, затем плясавший вставал прямо, скрестив на груди руки или лихо подбоченясь. Далее следовали сильный удар о землю подмёткой и широкий взмах руками. Начиналась пляска, обычно исполняемая двумя танцорами. Так как она строилась на контрастах, то один из исполнителей воплощал в танце положительного героя, а другой — отрицательного. Кто кого перепляшет?.. Об этой пляске в народе сложено немало пословиц, подчёркивающих её отчаянный, залихватский характер: «Не жалей каблука, валяй трепака» или «Бей трепака, не жалей каблука». Не так ли плясал Цыганок из повести А. М. Горького «Детство»?

Цыганский танец

«Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда...»

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru