|
|
Учебник МХК для 7-9 классов Мировая художественная культура16.2. В песне — душа народаПесенное творчество — ценнейшее достояние народов мира. С давних, незапамятных времён складывали люди песни и напевные сказы, стремясь передать в них свои сокровенные мысли и душевные переживания. Лучшие народные песни всегда отличаются искренностью и глубиной чувств, они западают глубоко в душу, чаруют и надолго сохраняются в памяти. Песня — живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников. Она выражает богатейший мир эмоций человека; в ней, по словам А.С. Пушкина, переданы «то раздолье удалое, то сердечная тоска».
Как и в любом виде художественного творчества, песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Старинные народные песни, как правило, созданы коллективным творчеством многих поколений. Из уст в уста передавались они от одного исполнителя-певца к другому, от старших поколений к младшим. Но эта передача песенных традиций всегда носила творческий характер. Каждый исполнитель привносил в песню что-то своё: он мог изменить слова и напев, но его личное, индивидуальное начало всегда гармонично сочеталось с коллективным творчеством. Вот почему одна и та же песня часто существует во множестве вариантов, а имена её создателей неизвестны. В небольшом рассказе «Как сложили песню» А.М. Горький дал живую зарисовку того, как порой создавалась в народе песня. Двум женщинам взгрустнулось, одна «затянула», а другая «подхватила» напев. За первой, стихийно рождённой строфой последовала новая, и вот уже песня приобрела законченный вид. «Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь...» — с удовлетворением заметила героиня рассказа. О богатстве и разнообразии русского народного песенного творчества писал Н.В. Гоголь:
Русская народная песня. Лубок К сожалению, собирать и записывать народные песни начали только в XIX веке, но и эти поздние свидетельства очень важны для нас, поскольку помогают лучше понять душу русского человека, его устремления и сокровенные помыслы. Так много ли песен у русского народа? Таких песен, которые бы на протяжении веков звучали по сёлам и деревням? Да, их великое множество. Десятки тысяч... Колыбельные, свадебные, солдатские, причитания на похоронах, заунывные песни ямщиков, богатейший исторический эпос, задушевные лирические, календарные, обращённые к невидимым силам природы, задорные частушки, хороводные, весёлые плясовые, игровые... Давайте обратимся к некоторым из них. Самые древние народные лирические песни — календарные или обрядовые, в которых человек обращался с призывами, просьбами и заклика-ниями к могущественным силам природы. В них воплощена глубокая радость бытия, звучит жизнеутверждающее любование красотой родной земли. Сопоставление переживаний и чувств человека с природой не было случайным. Из мира природы он отбирал только то, что могло художественно раскрыть лирическую сущность и содержание песни. Вот почему в календарных песнях так много постоянных образов-символов, придающих им особую красоту и выразительность. Наиболее распространёнными символами из мира природы являются постоянные эпитеты: «красноесолнышко», «частый дождичек», «шёлковая травушка-муравушка», «быстрая реченька», «крутенький бережок», «красная весна», «белая берёза», «мелкие пташечки», «ясный сокол», «пшеничка колосистая» и другие. Эти обращения к природе всегда были ласковыми и приветливыми, в них чувствовалось единство и взаимопонимание, существующие между землёй-кормилицей и человеком. В этих песнях природа выступает как соучастник и собеседник всех поступков и раздумий человека. Особенно разнообразны были лирические песни, посвящённые весне — времени пробуждения природы, когда в землю закладывался будущий урожай. Весна! Какая она будет? Что принесёт человеку? Среди множества весенних песен были те, которые относились к севу, выпасу скота, пышному расцвету зелёного царства, росту и созреванию злаков и овощей, проводам весны и встрече приближающегося лета. Солнышко-вёдрышко,
Повсюду звучали весёлые песни-веснянки, призывающие жаворонков — верных спутников весны — принести здоровье и счастье всем людям: Ой вы, жаворонки,
Но особенно частыми были обращения к самой весне: Приди, весна,
Значительную часть лирических народных песен составляют песни любовные, в которых рассказывается о зарождающемся чувстве любви, о свиданиях-встречах и горестных, трагических расставаниях. Светлые, искренние чувства первой любви, романтика тайных встреч, страстные и пылкие признания, случайно сказанные слова, размолвки, длительные разлуки становились причинами переживаний и страданий любящих сердец. Не кукушечка во сыром бору вскуковалася,
Важную роль в этих песнях также играет поэтическая символика, часто заимствованная из мира природы. Кукушка символизирует покинутую девушку, белая лебёдушка, перепёлочка, голубка — девушку-невес-ту. «Ясный сокол», «сизый орёл», «сизый голубь», «ясный месяц» — молодца или жениха невесты. Эмоциональное впечатление от конкретных жизненных ситуаций усиливалось образными сравнениями и сопоставлениями. Жених выбирает невесту, как сокол выбирает утушку или лебёдушку, молодец ухаживает за девушкой, словно топчет цветы или мяту под её окном. Заросшая и нехоженая тропинка или дорожка символизирует разлуку или сердечную измену. Ах, не одна-то ль, не одна во поле дороженька,
К.А.Коровин. Северная идиллия
Не меньшей популярностью пользовались песни игровые плясовые и хороводные, связанные с осмыслением трудовой и личной жизни человека. Хороводы и различные игры всегда были весёлым и радостным развлечением молодёжи и взрослых. Их устраивали в весенние и летние праздники на широких зелёных лугах, а зимой — в больших крестьянских избах. Простые по сюжету, они отличаются ярко выраженным драматургическим действом. К ним относятся такие популярные в народе песни, как «Амы просо сеяли...», «Заюшка», «Как поморю, морю синему», «Выходили красны девушки». Их главное содержание составляет обычная и повседневная работа: сеяние льна и его обработка, прядение и ткачество. К ним также примыкают песни брачной тематики, в которых рассказывается о выборе жениха или невесты, о создании супружеских пар, разыгрываются отдельные элементы свадьбы, будущей семейной жизни в доме жениха. Среди них много озорных и шуточных песен, в которых высмеиваются недостатки человека. На горе-то калина,
Ну что ж, кому дело — калина!
Там гуляла дивчина,
Ну что ж, кому дело — гуляла,
Цвет-калину ломала.
Во пучочки вязала,
На дорожку бросала,
Во молодца попала,
Слушая народные лирические песни, можно с полным правом сказать, что в них — душа народа.
|
|
|