Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

16.2. В песне — душа народа

Песенное творчество — ценнейшее достояние народов мира. С давних, незапамятных времён складывали люди песни и напевные сказы, стремясь передать в них свои сокровенные мысли и душевные переживания. Лучшие народные песни всегда отличаются искренностью и глубиной чувств, они западают глубоко в душу, чаруют и надолго сохраняются в памяти.

Песня — живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников. Она выражает богатейший мир эмоций человека; в ней, по словам А.С. Пушкина, переданы «то раздолье удалое, то сердечная тоска».

Как и в любом виде художественного творчества, песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Старинные народные песни, как правило, созданы коллективным творчеством многих поколений. Из уст в уста передавались они от одного исполнителя-певца к другому, от старших поколений к младшим. Но эта передача песенных традиций всегда носила творческий характер. Каждый исполнитель привносил в песню что-то своё: он мог изменить слова и напев, но его личное, индивидуальное начало всегда гармонично сочеталось с коллективным творчеством. Вот почему одна и та же песня часто существует во множестве вариантов, а имена её создателей неизвестны.

В небольшом рассказе «Как сложили песню» А.М. Горький дал живую зарисовку того, как порой создавалась в народе песня. Двум женщинам взгрустнулось, одна «затянула», а другая «подхватила» напев. За первой, стихийно рождённой строфой последовала новая, и вот уже песня приобрела законченный вид. «Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь...» — с удовлетворением заметила героиня рассказа.

О богатстве и разнообразии русского народного песенного творчества писал Н.В. Гоголь:

«Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. По Волге от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Русская народная песня. Лубок

К сожалению, собирать и записывать народные песни начали только в XIX веке, но и эти поздние свидетельства очень важны для нас, поскольку помогают лучше понять душу русского человека, его устремления и сокровенные помыслы.

Так много ли песен у русского народа? Таких песен, которые бы на протяжении веков звучали по сёлам и деревням? Да, их великое множество. Десятки тысяч... Колыбельные, свадебные, солдатские, причитания на похоронах, заунывные песни ямщиков, богатейший исторический эпос, задушевные лирические, календарные, обращённые к невидимым силам природы, задорные частушки, хороводные, весёлые плясовые, игровые... Давайте обратимся к некоторым из них.

Самые древние народные лирические песни — календарные или обрядовые, в которых человек обращался с призывами, просьбами и заклика-ниями к могущественным силам природы. В них воплощена глубокая радость бытия, звучит жизнеутверждающее любование красотой родной земли. Сопоставление переживаний и чувств человека с природой не было случайным. Из мира природы он отбирал только то, что могло художественно раскрыть лирическую сущность и содержание песни. Вот почему в календарных песнях так много постоянных образов-символов, придающих им особую красоту и выразительность.

Наиболее распространёнными символами из мира природы являются постоянные эпитеты: «красноесолнышко», «частый дождичек», «шёлковая травушка-муравушка», «быстрая реченька», «крутенький бережок», «красная весна», «белая берёза», «мелкие пташечки», «ясный сокол», «пшеничка колосистая» и другие. Эти обращения к природе всегда были ласковыми и приветливыми, в них чувствовалось единство и взаимопонимание, существующие между землёй-кормилицей и человеком. В этих песнях природа выступает как соучастник и собеседник всех поступков и раздумий человека.

Особенно разнообразны были лирические песни, посвящённые весне — времени пробуждения природы, когда в землю закладывался будущий урожай. Весна! Какая она будет? Что принесёт человеку? Среди множества весенних песен были те, которые относились к севу, выпасу скота, пышному расцвету зелёного царства, росту и созреванию злаков и овощей, проводам весны и встрече приближающегося лета.

          Солнышко-вёдрышко,
          Выгляни, красное,
          Из-за гор-горы!
          Выгляни, солнышко,
          До вешней поры.
          Видело ль ты, солнышко,
          Красную весну?

Повсюду звучали весёлые песни-веснянки, призывающие жаворонков — верных спутников весны — принести здоровье и счастье всем людям:

          Ой вы, жаворонки,
          Жавороночки!
          Летите в поле,
          Несите здоровье!..

Но особенно частыми были обращения к самой весне:

          Приди, весна,
          Весна-красна,
          Со льном высоким,
          С корнем глубоким,
          С хлебом обильным!

Значительную часть лирических народных песен составляют песни любовные, в которых рассказывается о зарождающемся чувстве любви, о свиданиях-встречах и горестных, трагических расставаниях. Светлые, искренние чувства первой любви, романтика тайных встреч, страстные и пылкие признания, случайно сказанные слова, размолвки, длительные разлуки становились причинами переживаний и страданий любящих сердец.

    Не кукушечка во сыром бору вскуковалася,
    Что не девушка, не красавица взгоревалася —
    Не по батюшке она, не по матушке,
    Сгореваласъ по своему горю великому,
    По своему дружку по сердечному,
    Что давно она с милым не видалася,
    Что увиделась с дружком, она повидалася,
    Повидавшись с дружком, вволю наплакалась.

Важную роль в этих песнях также играет поэтическая символика, часто заимствованная из мира природы. Кукушка символизирует покинутую девушку, белая лебёдушка, перепёлочка, голубка — девушку-невес-ту. «Ясный сокол», «сизый орёл», «сизый голубь», «ясный месяц» — молодца или жениха невесты. Эмоциональное впечатление от конкретных жизненных ситуаций усиливалось образными сравнениями и сопоставлениями. Жених выбирает невесту, как сокол выбирает утушку или лебёдушку, молодец ухаживает за девушкой, словно топчет цветы или мяту под её окном. Заросшая и нехоженая тропинка или дорожка символизирует разлуку или сердечную измену.

      Ах, не одна-то ль, не одна во поле дороженька,
                  Одна пролегала;
      Она ельничком, мелким березничком
                  Она зарастала,
      Уж и частым ли, частым горьким осинничком
                  Её застилало...

К.А.Коровин. Северная идиллия

Не меньшей популярностью пользовались песни игровые плясовые и хороводные, связанные с осмыслением трудовой и личной жизни человека. Хороводы и различные игры всегда были весёлым и радостным развлечением молодёжи и взрослых. Их устраивали в весенние и летние праздники на широких зелёных лугах, а зимой — в больших крестьянских избах. Простые по сюжету, они отличаются ярко выраженным драматургическим действом. К ним относятся такие популярные в народе песни, как «Амы просо сеяли...», «Заюшка», «Как поморю, морю синему», «Выходили красны девушки». Их главное содержание составляет обычная и повседневная работа: сеяние льна и его обработка, прядение и ткачество. К ним также примыкают песни брачной тематики, в которых рассказывается о выборе жениха или невесты, о создании супружеских пар, разыгрываются отдельные элементы свадьбы, будущей семейной жизни в доме жениха. Среди них много озорных и шуточных песен, в которых высмеиваются недостатки человека.

      На горе-то калина,
      Под горою — малина!

            Ну что ж, кому дело — калина!
            Ну кому какое дело — малина!

      Там гуляла дивчина,
      Там гуляла дивчина.

            Ну что ж, кому дело — гуляла,
            Ну кому какое дело — гуляла!

      Цвет-калину ломала.
      Цвет-калину ломала,

      Во пучочки вязала,
      Во пучочки вязала,

      На дорожку бросала,
      На дорожку бросала,

      Во молодца попала,
      Во молодца попала...

Слушая народные лирические песни, можно с полным правом сказать, что в них — душа народа.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru