|
|
Учебник МХК для 7-9 классов Мировая художественная культура15.4. Скульптура Тропической и Южной АфрикиРусский поэт Н.С. Гумилёв (1886-1921), изучавший историю культуры Африки, писал: А кругом на широких равнинах,
Да, именно «отражением рая» воспринимали и воспринимают в наши дни манящий африканский континент. Одной из причин столь устойчивого интереса к нему является самобытная культура народов Африки. Особенно успешно развивалась скульптура, характерными чертами которой были выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность (одноцветность), использование природных материалов, растительных волокон, вставок, аппликаций, нашивок и т. д.). Деревянная скульптура народов Африки чрезвычайно разнообразна, часто она воплощает народные представления о настоящей жизни и о прошлой. На языке скульптуры художественно можно передать очень многое, в том числе и народную мудрость. Так, в одном из районов Того найдена скульптура, изображающая мужчину, несущего в корзинке женскую голову... Как вы думаете, что бы это могло означать? Оказывается, это своеобразное воплощение известной народной поговорки «Мужчина в два раза мудрее женщины». Традиционная африканская скульптура представлена прежде всего масками. О них следует сказать особо, поскольку африканские маски производят неизгладимое впечатление. Действительно, их лик запоминается надолго, но в то же время он непроницаемо обманчив. Люди других континентов, встречаясь с маской глазами, трепещут от волнения, пытаются понять, какой образ скрыт в ней, какие чувства и мысли таит она в себе? Африканская маска чаще всего изображает умершего предка или духа, возвратившегося к людям в выразительном облике. В её устрашающем, загадочном оформлении символически переданы религиозные представления о мире и действующих в нём силах. За каждым символом, изобразительным знаком закрепляется определённое смысловое значение, чаще всего непонятное для непосвящённых. Африканские маски — это не личный, а общий, коллективный взгляд на мир. Вот почему нам чаще всего неизвестны имена их создателей.
Жрец в маске леопарда. Камерун. Африка Маска немыслима без костюма, звучащей музыки тамтамов, танцев и пения. При свете костров и факелов во время традиционных обрядов и празднеств она оживает. Тогда она способна внушить страх перед высшими силами природы, перед духами предков, вызвать почтение к ним. Наиболее древними являются маски, связанные с культом животных — покровителей рода или племени. Сведения о них передаются из поколения в поколение в устных легендах. Так, например, священным животным народов догона (Судан) является крокодил, а поэтому существует множество масок, передающих облик этого животного. Такое почитание крокодила восходит к древней легенде, согласно которой до-гоны, потеснённые противниками, вынуждены были отступить с принадлежащих им земель. Быстрая река с плывущими по ней крокодилами неожиданно преградила им путь к отступлению. Увидев безвыходное положение людей, крокодилы таинственным образом превратились в стволы деревьев, образовав мост для переправы. Как только догоны переправились на другой берег, крокодилы уплыли, так что враги оказались бессильны догнать их. С тех пор крокодил стал священным тотемом этого народа.
Голова бога моря Олокуна.
Особенностью африканской скульптуры является удивительное разнообразие, необычность и выразительность художественной трактовки. Каждый элемент украшения имел целью наиболее полно передать её символический смысл. Осколки зеркала, стекла, бусы или кусочки блестящей фольги, вставленные в глаза деревянной статуэтки «оживляли» изображение предка. Гвозди, обломки ножей или другие металлические предметы, которыми были густо утыканы статуэтки, должны были напомнить о сохранении жилища и посевов. Яркие красочные перья птиц, шкуры животных напоминали о священных тотемах.
Голова женщины.
Но если в маске или статуэтке отсутствовали украшения, то обязательно подчёркивалась фактура дерева, которое полировалось до ослепительного блеска. Обычно оно покрывалось так называемой патиной, то есть зачернялось с помощью огня и дыма. Всемирно известны скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе на территории современной Нигерии. В реалистической пластике живого человеческого лица переданы внутренняя красота и значительность человека. Идеальный образ создаётся благодаря художественному обобщению, отказу от изображения конкретных и индивидуальных черт. Мастерам удавалось находить едва уловимую грань между сходством и несходством. Приступая, например, к созданию скульптуры правителя, они создавали обобщённый образ владыки, в котором воплощали отвлечённую идею божественной силы и власти.
Голова. Скульптура. Царство Бенин Параллельные горизонтальные бороздки, составляющие одну из характерных черт скульптуры Ифе, позволяли с наибольшей точностью передать пропорциональность объёма головы, рисунок припухлых губ, красивый нос, а самое главное — одухотворённость образа, идеал человеческой красоты и гармонии. Произведения бронзового литья Бенина восходят к искусству Ифе, но, в отличие от них, работы мастеров Бенина более выразительны и декоративны. В них больше преувеличения, например, огромные глаза выделены не только контуром, но и выпуклыми веками, стилизованный воротник из коралловых бус доходит до нижней губы, а иногда закрывает рот, уши напоминают затейливые завитки, выражение лица больше напоминает застывшую маску. Узорчатые головные уборы, различные украшения, удивительно красивый орнамент — всё это придаёт скульптурным произведениям Бенина причудливый и оригинальный характер.
Варианты заданий для самостоятельной работы
|
|
|