Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

15.2. Древнерусская иконопись

Искусство древнерусской иконописи является уникальным явлением в истории мировой художественной культуры. Беря своё начало от византийской живописи и строго следуя её канонам, русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни.

Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя таким образом его жителям. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол — самое почётное место в доме.

Иконы украшали роскошные княжеские палаты и величественные своды белокаменных соборов, маленькие часовни для молитвы вдоль проезжих дорог и деревянные церквушки, затерявшиеся среди бесконечных лесов. Вот как описывает заволжскую обитель конца XIX века в эпопее «В лесах» писатель П.И. Мельников-Печерский:

«На широкой поляне возвышалась почерневшая от долгих годов часовня. До трёх тысяч икон стояли в большом и в двух малых иконостасах, а также на полках по всем стенам часовни. В середине большого пятиярусного иконостаса находились древние царские двери замечательной резьбы; по сторонам их стояли иконы в серебряных ризах с подвешенными пеленами, парчовыми или бархатными, расшитыми золотом, украшенными жемчугом и серебром...»

Святой Николай Чудотворец. Икона. Новгород

Большинство икон находится в храмах. Здесь они окружают человека буквально со всех сторон. В них представлен огромный мир сильных и ярких чувств, глубоких идей и мыслей, воплощённый не столько в реальных образах, сколько в удивительных по красоте сочетаниях и контрастах ярких красок. Вот почему икону часто называют «умозрением в красках». Иконы несут в себе размышления о смысле жизни, дают ответы на те извечные вопросы бытия, над которыми мучительно размышляет и современный человек. В переломные исторические эпохи «немая в течение веков икона» говорит с нами «тем самым языком, каким говорила она с нашими предками», — справедливо писал известный философ Е.Н. Трубецкой (1863-1920).

Мир иконы открывается нам не сразу. Если в далёкие времена она была своеобразной книгой для неграмотных, читать которую умел почти каждый человек, то от современного зрителя требуются немалые усилия для того, чтобы понять условный язык иконописи. Попробуем и мы познакомиться с этим удивительным искусством.

Слово «икона» («эйкон») греческого происхождения, оно означает «образ», «изображение». Вот почему в языке, и особенно в просторечии, иконы называют «образами». Это название не случайно, так как икона призвана отражать образ мира, созданный Богом. Что представляет он собой? Это мир особый, его невозможно отразить привычными средствами. О нём можно рассказать лишь на языке знаков и символов. Вот каким представлял его известный поэт и философ B.C. Соловьёв (1853-1900) в одном из своих стихотворений:

        Милый друг: иль ты не видишь,
        Что всё, видимое нами, —
        Только отблеск, только тени
        От незримого очами?

        Милый друг: иль ты не слышишь,
        Что житейский шум трескучий —
        Только отблеск искажённый
        Торжествующих созвучий?

В основе древнерусской иконописи лежит принцип «обратной перспективы», открывающий возможность увидеть изображение в бесконечно расширяющемся пространстве. Символичными были и представления о времени, которое не подчинялось привычным земным законам, оно, как свиток, разворачивалось в пространстве. Цвет также выполнял особую роль. Например, золотой фон воспринимался как неземной свет вечности, белый символизировал святость христианской веры и т. д.

Создание иконы — дело чрезвычайно ответственное, требующее от мастера — «творца святыни» — особого настроя. Прежде чем взяться за написание иконы, он проводил долгое время в молитвах, посте и размышлениях над смыслом образа. Он должен был строго следовать предписанному церковью канону (своду обязательных правил, знаков и символов) в изображении какого-либо события или образа святого. Первоначально икона создавалась одним мастером, а позднее, во времена Ивана Грозного, в XVI веке, над одной иконой уже трудились целые артели художников, где каждый выполнял определённый вид работы. Порой икона проходила через десятки рук, прежде чем обретала своё место в храме.

Всякая икона начиналась с доски — «цки», как её называли в старину. Чаще всего использовалась липа (в ней меньше сучков), но нередко писали на сосновых, еловых и лиственничных досках. Особенно ценились доски сандалового и кипарисового деревьев, источавших тонкий аромат. Для изготовления иконы нужна была только сухая древесина, а поэтому материал для икон готовили в зимнее время.

Если заказчик просил сделать небольшой «образок», то доску выпиливали из одного круглого полена. Для больших икон собирали щит из нескольких досок, соединённых с обратной стороны поперечными планками — шпонками, препятствующими её короблению при высыхании.

Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора. Киев. Украина

На лицевой стороне иконы, отступив немного от краёв, вырубали ковчег — неглубокую прямоугольную выемку. По сторонам от ковчега возвышались края доски — поля. Главное изображение художник помещал в ковчеге, а на полях иконы писал поясняющие тексты или избранных святых, размещая их в клеймах, «читать которые полагалось сверху вниз и слева направо. Поля древнейших икон (XI-XII столетий), как правило, широкие, а ковчег глубокий. Иконы в конце XVII-XVIII веков делали в основном без ковчега.

Для того, чтобы предохранить живопись от трещин и разрывов, на лицевую сторону доски наклеивали холщовую ткань — паволоку, а поверх неё наносили левкас — специальный раствор из мела и рыбьего клея. Левкас накладывали в несколько слоёв, давая каждому хорошо просохнуть и тщательно разглаживая до идеально ровной поверхности. Теперь можно было приступать к изображению.

Чудо о Флоре и Лавре. Икона. Новгород

Сначала мастер накладывал на левкас иконы через кальку (специально промасленную бумагу) просвечивающий рисунок, то есть прорись. С помощью тонкой иглы он накалывал его контуры и присыпал кальку угольным порошком таким образом, чтобы образовалась линия, проколотая точками иглы. На свет полученный «припорох» напоминал тончайшее кружево, он тщательно сохранялся и передавался от одного поколения в другое. Затем иконописец слегка процарапывал рисунок по левкасу и приступал к золочению, то есть как бы перенесению божественного света, сияния на икону. Для этого процесса обычно использовали сусальное золото, которым покрывали фон иконы и золотили нимбы святых. После золочения начинали работать с красками, растёртыми на яичном желтке. Особенно ценилась синяя лазурь, изготовляемая из полудрагоценного минерала, привозимого из Персии и Средней Азии.

Художник намечал соотношения цветов, проходил кистью по контурам, накладывал тени, выявлял объём. Затем он писал одежду, землю, завитки волн, траву, уступы горок и, наконец, самое ответственное — лики и обнажённые части тела.

«Личное» письмо считалось самой сложной и кропотливой работой, требующей особого мастерства. Для окончательного завершения иконы её нужно было покрыть олифой, приготовленной особым способом на основе чистого льняного масла, томившегося в течение полугода в горячих печах. За это время оно становилось чистым и прозрачным, им можно было закреплять краски на грунте. Теперь к работе приступали мастера-резчики и ювелиры. Одни резали тончайшие оклады, а другие украшали их драгоценными камнями: самоцветами и жемчугом. Таким образом, икона являла собой коллективное творчество многих мастеров.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru