Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

11.4. Человек нового времени

XX век принёс невиданные достижения прогресса и цивилизации, и всё же главным его достоянием стал Человек, который научился управлять сверхскоростными машинами, покорил космическое пространство, постиг неведомые тайны Вселенной. Человек нового времени был и остаётся главным объектом пристального изучения не только учёных, но и деятелей искусства.

Искусство XX века словно через увеличительное стекло рассматривает человека, пытаясь понять его сущность. Кто же он: «неудачная конструкция», жертва цивилизации и прогресса или вершитель судеб человечества? Особенно интересуют искусство проблемы взаимоотношения человека и общества. Эти отношения чрезвычайно сложны и многообразны. С одной стороны, искусство возвеличивает человека, прославляет его духовную мощь и физические возможности. А с другой — человек оказывается перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем. Не всегда он способен решить их самостоятельно, без чьей-либо поддержки. Тогда он уходит в мир собственной души и разрывает привычные отношения с окружающими. Неприятие действительности очень часто оборачивается для него бегством в мир абстрактных грёз и иллюзий. Тогда смещается привычное видение мира, действительность искажается, коверкается до неузнаваемости. Пространство и время теряют естественные очертания и формы, а человек оказывается в зыбком и абсурдном мире.

Познакомьтесь с творчеством известного художника XX века Сальвадора Дали (1904-1989) и убедитесь, насколько сложно и противоречиво восприятие художником окружающего мира. В его картинах появляются фантастические видения, противоестественные сочетания предметов и вещей, едва угадываются портретные очертания человека.

С. Дали. Постоянство памяти

В одной из самых известных картин «Постоянство памяти» (1831) на пустынном, словно вымершем фоне, представлено странное существо, напоминающее останки какого-то морского животного. В нём одновременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Мы видим мягкие, словно расплавленные циферблаты часов, свисающие с голой, обломанной ветки оливы. Они наводят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести и монотонности времени. Мягкие часы воспринимаются как символ остановившегося времени. Муравьи, ползающие по крышке часов, напоминают о бесконечной житейской суете, о людском муравейнике, о ничтожестве сиюминутных устремлений на фоне вечного бытия. Да, в этой жизни нарушен привычный, естественный порядок вещей, а потому время остановилось навсегда, наступил «конец времён».

С. Дали. Явление лица и фруктовой вазы

Как только ни пыталось искусство XX века взглянуть на человека! Кубисты сводили человеческую личность к простейшим геометрическим формам, пространственным сочетаниям кубов, треугольников и призм. Оно смотрело на человека глазами ребёнка, а значит, упрощённо и порой примитивно. Человека противопоставляли обществу, подчёркивая его абсолютное одиночество в окружающем враждебном мире. Тема трагической судьбы человека, его разобщённости с обществом стала одной из ведущих в искусстве нового времени.

Ж. Брак. Португалец

Произведения живописи, литературы, музыки и кино передают растерянность, отчаяние и страх человека, живущего в уродливом мире насилия и лжи. В них воссоздаётся атмосфера жестокости, тревоги и мистики.

Э. Мунк. Крик

Отчаянный крик боли, ужаса и страдания человека запечатлён в картине «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944). В жизни маленького невзрачного человека произошло нечто ужасное. Зажав голову руками, он кричит, и в крике сотрясается всё его тело. А в это время два его спутника спокойно и равнодушно удаляются, не обращая на него никакого внимания. Их фигуры растворяются в предзакатных лучах солнца, выразительно подчёркивая атмосферу ледяного равнодушия к одинокому, брошенному на произвол судьбы человеку.

Искусство XX века предлагает человеку удалиться от городской суеты, найти место, исполненное природного очарования и красоты. Представители лэнд-арта — искусства, зовущего человека на лоно природы, оперируют большими пространствами воды, земли, камней и растительности. В их произведениях можно наблюдать изменения земной коры, трансформацию климата, движение материков, старение гор, рождение или гибель рек, морей и озёр и т. д.

Р. Смитсон. Спиральнуя дамба

В 1970 году американский художник Роберт Смитсон (1938-1973) построил знаменитую «Спиральную дамбу» длиной в 480 метров! Она выложена из камней и земли на мелководье Большого Солёного озера в штате Юта. Художник предлагает зрителям покинуть пределы обычного жизненного пространства и совершить, как и он сам, увлекательное путешествие в мир природы. Спиралевидная структура сооружения позволяет, по мнению художника, максимально приблизить человека к окружающей среде.

В условиях расцвета коммуникаций, когда человек не мыслит своего существования без лифта, метро, самолёта, телефона или компьютера, художественные экспериментаторы конца XX века ставят перед собой задачу усовершенствования жизненной среды, оказания помощи заблудшему и грешному человеку. Каким путём пойдёт искусство третьего тысячелетия? Каким оно увидит человека в недалёком будущем? Вот вопросы, на которые, по всей вероятности, искусству предстоит ответить в самое ближайшее время.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Расскажите о том, как на протяжении истории менялись отношения человека с обществом. Какие нравственные, духовные ценности и идеалы становились приоритетными в ту или иную историческую эпоху?
  2. Почему в эпоху Великой Римской империи человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал? Приведите примеры художественных произведений, в которых воплощён образ человека государственного и общественного.
  3. Чем объясняется повышенный интерес искусства Возрождения к человеческой личности и её неограниченным возможностям? Какую роль он теперь играет в жизни общества? Расскажите о произведениях искусства, наиболее интересно воплотивших идеал человека общественного в период эпохи Возрождения.
  4. Каким предстаёт человек и его отношения с обществом в произведениях искусства нового времени? С какими произведениями искусства XX века вы бы познакомили своих товарищей? Объясните свой выбор.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru