Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

10.1. Человек и Природа. Взгляд через века

Жизнь человека всегда была неотъемлема от природы. Познавая её тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая была присуща неповторимой загадочности звёздного неба и восходам солнца, чарующей зелени молодых всходов и ярких красок золотой осени. Обращаясь к природе, человек не бесстрастно копировал её, а создавал свой собственный поэтический мир, где тесно переплелись сказка и быль, вымысел и реальность.

      Быть может, вся природа — мозаика цветов?
      Быть может, вся природа — различность голосов?
      Быть может, вся природа — лишь числа и черты?
      Быть может, вся природа — желанье красоты?

      У мысли нет орудья измерить глубину,
      Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.
      Лишь есть одна возможность сказать мгновенью:
                        «Стой!»,
      Разбив оковы мысли, быть скованным — мечтой...

/К. Бальмонт/

В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной и непонятной стихией. Позднее, в эпоху античности, все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов, а поэтому всё чаще с надеждой и мольбами он взирал на вершины Олимпа.

И всё-таки желание постичь закономерности природы, понять её «язык» и «душу» оказались гораздо сильнее страха. Постепенно человек перестал прятаться от её стихийных проявлений, а более уверенно научился управлять её законами.

          Природа — сфинкс. И тем она верней
          Своим искусом губит человека,
          Что, может статься, никакой от века
          Загадки нет и не было у ней.

/Ф.И. Тютчев/

В эпоху Возрождения человек стал восприниматься как венец творения Бога, как центр и средоточие мира. По мнению Леонардо да Винчи, он — часть бесконечного мироздания:

«У меня недостаёт слов для порицания тех, кто считает более похвальным поклоняться людям, чем солнцу, так как во вселенной не вижу я большего и могущественнейшего, и его свет освещает все небесные тела, размещённые во вселенной... Будь же человек величиной с мир наш, всё же оказался бы он подобен самой малой звезде, которая кажется точкой в мироздании...»

Пять веков назад сам художник пытался осмыслить тайны природы: его мысль устремлялась в поднебесье и низвергалась в пучину морских вод, он конструировал модели летательных аппаратов и подводные дыхательные приборы, он мечтал о тех временах, когда человек покорит и подчинит себе её стихийные силы.

В XVII веке в связи с принятием гелиоцентрической системы мира, согласно которой Земля, некогда считавшаяся центром мироздания, теперь воспринималась одной из планет, вращающихся вокруг солнца, изменились и представления человека о природе. Да и сам он мыслится, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. «Что такое человек в бесконечном? Что такое человек в природе?» — спрашивает французский учёный Блез Паскаль (1623-1662). И отвечает: «Это ничто в сравнении с бесконечностью и всё в сравнении с ничтожностью: это середина между ничем и всем».

Расширение представлений человека о природе, порождало уверенность в возможности познания её законов на основе разума и опыта. Таким образом, в эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам. Вот как сказал об этом английский поэт Александр Поуп в поэме «Опыт о Человеке»:

        И стало быть, один Закон от века
        Как у Природы, так у Человека...
        Кто видит сквозь невидимый покров
        Сложение Вселенной из миров,
        Другие солнца, коим счёту нет,
        В коловращении других планет,
        Других созданий и других эпох,
        Тот скажет нам, как сотворил нас Бог.

        ... Так если совершенно мудр Творец
        И наше мирозданье — образец
        Гармонии, где всё завершено
        Или существования лишено,
        Тогда в творенье человек — не тень,
        А некая разумная ступень...

Так где же место Человека в Природе?

        Ясна простая истина, как день:
        Необходима каждая ступень.
        «Как целость мировая хороша,
        Чьё тело — вся природа, Бог — душа».

В XX веке в связи с расширением технических возможностей современной цивилизации деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду. Теперь человек научился летать выше птиц и быстрее звука, он пронзает земную твердь до огненного ядра и небесный свод до раскалённых светил. Но всегда ли разумны эти отношения человека и природы? К сожалению, нет. Наша маленькая планета Земля сегодня, как никогда, нуждается в спасении и защите. Что оставим мы будущим поколениям?

Свой голос в защиту окружающей среды внесли и деятели искусства XX века:

        Полу отравленная газом,
        По нефтяным болотам — вплавь.
        Куда ты рвёшься? Где твой разум?
        Взгляни в себя разумным глазом,
        Нельзя же все богатства разом —
        Чуть-чуть грядущему оставь!

/М. Дудин/

В музыку II половины XX века всё настойчивее проникает урбанистический грохот: гул заводов и фабрик, шум железных дорог и улиц больших городов («Завод» А.В. Мосолова, «Рельсы Дешевова, «Пасифик — 231» А. Онеггера, «Этюд с железными дорогами» Шеффера). Все эти музыкальные произведения как бы предвещают грядущую экологическую катастрофу, подчёркивают противостояние между естественной и искусственной средой обитания. А может быть, действительно, в природе что-то нарушилось, исчезло необходимое равновесие?..

В картинах французского художника Анри Матисса (1869-1954) воплощено стремление противопоставить живительные силы человека и природы миру современной цивилизации, которая лишает человека спокойствия, превращает его в бездушную машину, подобие манекенов... Не к пугающей и враждебной стихии обращены взоры художника, а к природе дружелюбной, яркой и радостной, дарящей человеку чистый воздух, солнечный свет, тепло, яркие, красочные цветы и деревья. Эта природа улыбается человеку, она делает его более совершенным, чем он есть на самом деле.

А. Матисс. Радость жизни

В картине «Радость жизни» (1905-1906) воплощена мечта художника о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне цветущей, почти райской природы прославляет их счастливое совместное существование.

Природа всегда была и остаётся источником эстетических впечатлений для каждого человека, но особое значение она имеет для художника.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru