Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

7.1. Понятие об идеале

«Вращается весь мир вкруг человека», — писал А.С. Пушкин. Действительно, всё, что создано на Земле, — дело рук человеческих, плоды его творческих деяний и разума. С тех пор как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остаётся Человек. Что бы ни изображалось в искусстве, о чём бы оно ни говорило, каким бы ни представляло «образ мира в слове явлений», — в конечном счёте это всё о нём, о Человеке. Интерес к его личности лежит в самых истоках искусства, которое призвано утверждать творческие деяния людей в вечности, отражать его жизнь, внешний и внутренний облик.

Через произведения искусства человек стремился выразить собственные представления об окружающем мире, искал воплощения своей мечты, прославлял красоту и гармонию, достоинство и героизм. Немецкий поэт И.В. Гёте (1749-1832) писал: «Мы знаем мир только в его соотношении с человеком, мы не желаем никакого искусства, кроме того, которое является отпечатком этого отношения».

И действительно, вся духовная культура и история человечества воплотилась в художественных образах, сменяющих друг друга на протяжении тысячелетий. Они рассказывают нам не только о том, каким он мечтал и хотел быть. Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека. Но, как говорил древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), «красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела». Вот почему вся история искусства — есть поиски духовной красоты Человека. Кем бы ни был творец-художник: ваятелем или живописцем, музыкантом или поэтом, — он всегда стремился показать главное в человеке — его возвышенный Идеал.

          Поистине мир и велик и чудесен!
          Есть лица — подобья ликующих песен.
          Из этих, как солнце, сияющих нот
          Составлена песня небесных высот.

/Н. Заболоцкий. О красоте человеческих лиц/

Что же такое идеал? Слово «идеал» французского происхождения (ideal), оно переводится как образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Идеал — совершенное воплощение, лучший образец чего-то, представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности. Идеальный — значит наделённый качествами, соответствующими идеалу.

Идеал Человека в искусстве никогда не был чем-то раз и навсегда данным. «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека», — писал К.Д. Ушинский. Каждая историческая эпоха несла своё представление о человеческом идеале. Его поиски не прекращались никогда.

В эпоху античности, как мы уже отмечали ранеее, человек представлен естественно гармоничным и удивительно прекрасным. Поэмы Гомера и скульптурные произведения античных мастеров дают нам совершенные образцы идеального Человека, в котором воплощена идея всестороннего развития его телесных и духовных начал. Главный художественный принцип искусства античности нашёл своё выражение в известном латинском изречении: «Mens sana in corpore sano», то есть «В прекрасном теле — здоровый дух».

Совершенно иными были представления об идеале Человека в средние века. Прославление красоты физической, характерной для античности, оказалось совершенно чуждым и неприемлемым для искусства средних веков. Идеалом становится монах-аскет, скрывавшийся в монастыре от «греховных соблазнов», мирской суеты, проводящий жизнь в постоянных молитвах и просящий прощения у Бога. Чем больше страдает человек, тем ближе он к Богу, а следовательно, к Идеалу. Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую представлены в скульптурах готических соборов, в византийских мозаиках и древнерусских иконах. Они полны напряжённой чувственности, абсолютно чужды радостям земной жизни, серьёзны и сосредоточенны. Они мучительно размышляют о смысле бытия, силятся понять тайны человеческого духа.

А в искусстве Возрождения, напротив, торжествует Человек, осознающий себя венцом творения. Не о святости мучений и прославлении христианской веры думает теперь художник. Свою главную задачу он видит в возвеличивании чисто земной красоты Человека, влюблённого в жизнь. Пренебрегая частностями и деталями, он стремится к созданию обобщённого образа совершенного Человека — воплощению доблести и красоты, мужества и благородства.

Подлинным идеалом Возрождения стал «Давид» Микеланджело — библейский герой-атлет, вдохновлённый могучим и благородным порывом к свободе и подвигу. А современник Микеланджело Рафаэль будет искать идеал в женской красоте. Созданные им портреты мадонн (их более двадцати) — прославили в веках имя художника. Интересно, что далеко не всегда прообразы будущих мадонн Рафаэля соответствовали его представлениям о женском идеале. Вот, например, что он говорил об этом: «... Для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц... Но ввиду недостатка... в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей». Таким образом, Рафаэль сам определяет главную особенность своего творческого метода: реальные наблюдения дополняются представлениями художника о некоем идеале, подсказанном его собственным воображением.

Идеал Человека находит своё воплощение в религиозных представлениях человечества, а поэтому обратимся к крупнейшим религиям народов мира: буддизму, христианству и исламу.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru