Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

6.3. Особенности художественной культуры майя

Особых успехов достигла величественная цивилизация народов майя. За 15 веков до покорения её испанскими завоевателями майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя достигло невиданной изысканности и совершенства.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в центральных непроходимых джунглях Америки. К достижениям архитектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные изделия, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перламутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой загадочности и тайн. Её появление относится к рубежу нашей эры, а наивысший расцвет приходится на VII-VIII вв. н. э. Лишь к концу IX века замерли её величественные города, опустели дворцы, на широких площадях смолкло эхо человеческих голосов. Кажется, о гибели этой цивилизации образно писал А. Блок:

          Так явственно из глубины веков
          Пытливый ум готовит к возрожденью
          Забытый гул погибших городов
          И бытия возвратное движенье...

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилизации, до сих пор неизвестно. На этот счёт существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чужеземное нашествие, бесконечные войны...

Пирамида предсказателя

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усечённой вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища шла длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица

Одна из вершин зодчества майя — девятиступенчатая пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица, на территории современной Мексики. Это был Главный храм города. На высоту 20 метров возносился он над окружающей местностью и определял весь архитектурный силуэт города. Взору человека, находящемуся в любой его точке, неизменно представало это величественное архитектурное сооружение. К каждой из четырёх сторон пирамиды вела лестница, состоящая из 91 ступени, что в сумме давало цифру «364». Если же учесть платформу на вершине пирамиды, мы получим цифру «365», равную количеству дней в солнечном году. Девять ступеней террас, разделённых лестницей, образуют 18 секций на одной стороне, что соответствует числу месяцев по календарю майя. Каждая из четырёх лестниц была окружена колоннами с изображениями крылатых драконов.

Стадионы майя

Не менее своеобразны так называемые «стадионы», здания с площадками для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонных массивных стены, идущих параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка для игры. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Играть можно было только локтями, плечами и боками. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней их стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нём существовал канон, определённый культом обожествляемого правителя и его предков. Особого совершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего представал в военных сценах. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти.

Скульптура бога Чака. Культура Майя

Перед зрителем представал некий идеализированный, неподвижно застывший человек, лишённый чувств и особенностей характера. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Покорённым пленникам оно внушало трепетный страх, им, в отличие от правителя, ведомы были человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое повиновение... Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержащим информацию о его рождении, правлении, военных победах и других успехах.

Художественная культура народов майя не исчезла бесследно, она оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох и внесла существенный вклад в сокровищницу мирового искусства.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru