|
|
Учебник МХК для 7-9 классов Мировая художественная культура1.1. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»«Моё положение представилось мне в самом мрачном свете. Меня забросило бурей на необитаемый остров, который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за несколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни. Обильныеслёзы струились у меня из глаз, когда я думал об этом, и не раз недоумевал я, почему провидение губит свои же творения, бросает их на произвол судьбы, оставляет без всякой поддержки и делает столь безнадёжно несчастными, повергает в такое отчаяние, что едва ли можно быть признательным за такую жизнь».
Вы, вероятно, узнали отрывок из замечательной книги английского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», написанной в 1719 году. Судьба действительно оказалась не очень благосклонной к человеку, выброшенному в результате кораблекрушения на необитаемый остров. Прожив там 28 лет в самых безнадёжных условиях, он всё же нашёл силы подчинить себе природу и обстоятельства жизни. Многое пришлось испытать и испробовать Робинзону Крузо, оказавшемуся вне цивилизации и человеческого общества! Из горсти зёрен ячменя и риса с помощью одной деревянной лопаты этот неутомимый труженик сумел вырастить первый урожай; он освоил плотницкое и гончарное дело, проявил большую изобретательность в шитье одежды и плетении корзин, научился приручать диких животных, доить коз и делать из молока масло и сыр. Настоящим гимном «естественному человеку», его знаниям, опыту и созидательному труду прозвучала эта удивительная книга, на которой воспитывалось не одно поколение молодых людей. Роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо явился своеобразным ответом на вопрос: «Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?»
И. Босх. Сад земных наслаждений Итак, что же такое цивилизация? На протяжении многих веков это слово воспринималось по-разному и употреблялось в нескольких значениях. Первоначально, по представлениям римлян, оно переводилось с латинского (civilis) как «гражданский, общественный, государственный» и было связано с достойным поведением гражданина, противоположным варварству и дикости. Позднее, в XVII-XVIII веках, понятие «цивилизация» стали соотносить с совершенствованием образа жизни общества, с достигнутым им материальным и духовным благополучием. Отношение человечества к достижениям цивилизации было неоднозначным. Выдающиеся просветители XVIII века (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) осудили городскую цивилизацию и противопоставили ей «естественного человека», воспитанного вдали от города, на лоне природы. По их мнению, цивилизация не только не сделала людей счастливыми, но, напротив, привнесла в человеческое общество испорченность и моральную извращённость. Отрицание научно-технического прогресса, «машинной» цивилизации, характерно и для мыслителей XX века. Поэт М.А. Волошин в цикле стихов «Путями Каина» говорит о губительном воздействии подобной цивилизации на душу человека: Машина научила человека
Итак, под «цивилизацией» обычно понимают уровень материального и духовного развития общества. Цивилизация, направленная на удовлетворение практических нужд и духовных запросов общества, играет прогрессивную роль, обеспечивая улучшение жизненного существования человека. Теперь необходимо определить другое важное для нас понятие — «культура». С незапамятных времён оно восходило к слову «культ», то есть «поклонение, почитание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непостижимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом обществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задабривать. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства. Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura» означало «возделывание, обрабатывание». Первоначально оно соотносилось с возделыванием и обработкой почвы, то есть с земледельческим трудом. Потом этот термин был перенесён римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души. У римского общественного деятеля и оратора Цицерона слово «культура» появилось в значении умственной деятельности человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров. У французских просветителей XVIII века оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялось достижениями в области науки и искусств. В XIX веке, что свидетельствует из словаря В.И. Даля, оно приобрело несколько значений: «обработка, уход, возделывание, возделка» и «образование умственное и нравственное». Таким образом, «культура» — понятие сложное, имеющее несколько толкований. Например:
Вот почему в настоящее время существует множество его определений. В широком смысле слова под культурой понимают совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Понятие «культура» употребляется и в узком смысле. В этом случае чаще всего имеют в виду культуру духовную. Как видим, понятия «цивилизация» и «культура» имеют много общего. В настоящее время они часто употребляются как синонимы. Но между ними существуют и различия.
Понятие «цивилизация» более широкое по сравнению с понятием «культура», которая всегда развивается в русле цивилизации. По сравнению с цивилизацией, культура обладает относительной самостоятельностью. Это проявляется в том, что культура способна жить даже после исчезновения породившей её цивилизации. Вот почему цивилизация — понятие временное, а культура — общечеловеческое. Давно не существует цивилизаций загадочной Атлантиды и Месопотамии, древних египтян и греков, а выдающиеся произведения культуры этих исчезнувших цивилизаций по-прежнему вызывают наше восхищение и интерес. Если цивилизация связана с прогрессивным овладением и использованием природных богатств, то культура — с «возделыванием», «взращиванием» души человека, воспитанием в нём определённого поведения и мышления. В отличие от цивилизации, культура направлена на развитие духовных начал в человеке и связана с удовлетворением его духовных запросов, проявлением творческих возможностей (образование, достижения науки, искусства и т. д.).
|
|
|